Найти тему
Архивариус Кот

«То Пушкин, наш поэт великий»

«Около десятка альбомов пришлось заполнить изображением Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет ночи не спались как следует». Так много лет спустя вспоминал Александр Михайлович Опекушин работу над московским памятником Пушкину, ставшим для него главным делом жизни.

Пять лет потребовалось для изготовления модели памятника, отливки самой скульптуры и сооружения пьедестала под ней.

Пишущие о памятнике часто удивляются, что Пушкин на нём изображён в нетипичной для себя позе, например, не со скрещёнными на груди руками, как на знаменитом портрете О.А.Кипренского, - и у Опекушина, кстати, есть такой вариант памятника, его можно увидеть в Петербурге (о нём я писала здесь).

Обычно указывают, что позу поэта скульптор «подсмотрел» на обложке книги второй альманаха «Новоселье», где изображён Пушкин, беседующий с Вяземским (только рука, в которой держит шляпу, у Опекушина заведена за спину:

-2

Кто-то из моих читателей удивился, что на Пушкине надет плащ, похожий на древнегреческую хламиду, - нет, это не хламида, такие плащи мы можем увидеть на портретах пушкинского времени.

Обычно указывают, что на больших монументах лицо героя не так уж важно: оно слишком удалено от рассматривающих памятник, а потому на него может быть обращено меньше внимания, чем на другие детали. Однако Опекушин очень тщательно работает над лицом поэта, стремясь передать работу его мысли. В начале статьи помещена иллюстрация к одному из этапов работы – модель головы Пушкина, выполненная из тонированного гипса. Создавая изображение, скульптор опирался, несомненно на посмертную маску Пушкина и сделанный на основе её тем же С.И.Гальбергом бюст:

-3

Статуя поэта была изготовлена на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге.

Первоначально предполагалось, что фигура поэта будет стоять на достаточно пышно украшенном пьедестале: мы видим здесь и барельеф (а возможно, и не один), и декорированные щиты – вероятно с пушкинскими цитатами:

-4

Однако затем скульптор и помогавший ему в работе архитектор И.С.Богомолов пьедестал изменили, он стал более строгим. Материалом для него послужил использовали темно-красный сердобольский гранит (названный по каменоломням недалеко от города Сортавала - бывший Сердоболь).

На постаменте были вырезаны (на камне рельефом высотой 20 мм) двустишия из пушкинского «Памятника»:

И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

и

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык.

Как вы, конечно, заметили, первое двустишие процитировано по варианту В.А.Жуковского (о его подготовке стихотворения к печати я подробно писала).

Когда в 1936 году готовились отметить 100-летие со дня смерти поэта, было решено исправить текст на пушкинский оригинал. При этом вид постамента был изменён, так как старые надписи были срублены, а при нанесении новых букв материал вокруг них удалён на глубину 3 мм, и получился светло-серый фон. Надписи были сделаны тем же шрифтом, но в новой орфографии, при этом вместо двустиший появились полные четверостишия.

А вот на обратной стороне пьедестала сохранилась старая надпись, нанесённая высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

-5

Сначала открытие памятника хотели приурочить к очередной годовщине основания Царскосельского лицея и сделать это 19 октября 1879 года, но когда пьедестал устанавливали на место, то нанесли ему некоторые повреждения, поэтому пришлось дату открытия перенести.

…Когда в 1870 году был создан ответственный комитет по установке монумента, туда вошли лицеисты первого выпуска барон М.А.Корф и адмирал Ф.Ф.Матюшкин (думаю, очень точно заметил Н.Я.Эйдельман: «Наверное, странно и страшно видеть памятник однокласснику, с кем проказничали и веселились»). Ни тот, ни другой до открытия памятника не дожили…

**************

Существует несколько легенд: якобы похоронная процессия с гробом А.П.Керн встретилась на Тверской с пьедесталом для памятника, который везли на Страстную, и лошади, тащившие пьедестал, остановились, уступая дорогу умершей (в другом варианте Керн, незадолго до смерти услышав под окнами шум от проезжавшей колесницы с пьедесталом, сказала: «Ну, слава Богу, давно пора!») Думаю, это только легенды: Керн умерла 27 мая 1879 года, и вряд ли такая встреча могла состояться…

Ещё один рассказ: говорили, что в нишу в основании будущего памятника положат простреленный сюртук, в котором Пушкин был во время дуэли, как реликвию для грядущих поколений…

************

А Москва активно к открытию готовилась. Опубликованы сведения из городского архива: Городская управа выделила деньги на покупку 4800 экземпляров сочинений поэта. В перечень вошли: «Борис Годунов» (200 экземпляров), «Капитанская дочка» (200 экземпляров), «Сказка о рыбаке и рыбке» (2700 экземпляров), «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде» (700 экземпляров) и «Сказка о мёртвой царевне» (1000 экземпляров). Потом добавились ещё «Полтава» и «Медный всадник». Эти книги поступили в 39 учебных заведений Москвы.

Было отдано распоряжение Московской городской Думы об учреждении в честь открытия памятника Пушкину двух начальных училищ —мужского (в Сретенской части) и женского (в Басманной или Лефортовской).

*****************

Новой датой открытия памятника был назначен день рождения Александра Сергеевича – 26 мая, но… За четыре дня до назначенного числа умирает императрица Мария Александровна, объявлен траур.

Однако на сей раз торжества перенесли ненадолго: открытие состоялось 6 июня 1880 года (по старому стилю – это для нас звучит как день рождения Поэта!), хотя из-за траура из членов императорской семьи был только председатель комитета открытия памятника принц П.Г.Ольденбургский (да и тот не смог присутствовать на торжественном обеде по завершении церемонии открытия).

Накануне открытия памятника престарелый граф В.А.Соллогуб, живущий в Париже, пишет стихи:

В столице Пушкину любезной,

В Москве, в виду монастыря,

Поднялся ныне лик железный

Родного нам богатыря.

То Пушкин, наш поэт великий,

Задумчиво явился нам

И утешеньем и уликой

Наставшим смутным временам.

Теперь, когда стремлений злоба

Не знает, где искать добра -

Проснись, поэзия! пора,

Чтоб Пушкин выступил из гроба!

Трёхдневные празднества по случаю открытия памятника Пушкину вошли в историю, но, думается, требуют отдельного рассказа.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

Навигатор по всему каналу здесь