Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авианосец "Дзуйкаку" в боевых эпизодах войны на Тихом океане

Из архива Navygaming, 2014

В предыдущей статье мы познакомились с историей создания одного из самых известных японских авианосцев Второй мировой. Предлагаем вспомнить некоторые этапы его боевого пути: "от взлета до гибели".

Как мы знаем, создавая авианосцы на основе проекта "Дзуйкаку", японцам удалось усилить свой флот двумя достаточно мощными и современными кораблями. Ввод в строй «Дзуйкаку» являлся одним из важнейших условий выполнения операции против Пёрл-Харбора, с которой японцы, в духе своих традиций, хотели внезапно начать войну на Тихом океане. Поэтому неудивительно, что после ввода в строй на корабле сразу же началась интенсивная подготовка экипажей самолетов. План операции окончательно утвердили 3 ноября 1941 года и 14 ноября командующий 5-й дивизией авианосцев контр-адмирал Т.Хара перенес флаг на «Дзуйкаку». Уже 19-го оба «журавля», однотипные «Сёкаку» («Парящий журавль») и «Дзуйкаку» («Счастливый журавль»), последними из сил, задействованных в операции, покинули Внутреннее море и 22-го прибыли в передовую базу Хитокаппу на Курильских островах - место сосредоточения ударного соединения вице-адмирала Т. Нагумо.

Соединение, выйдя в море 26 ноября 1941 года, на рассвете 7 декабря скрытно подошло к базе Перл-Харбор на атолле Оаху (Гавайские острова), где находились основные силы Тихоокеанского флота США: 8 линкоров, 2 тяжелых и 6 легких крейсеров, 29 эсминцев, 5 подлодок и множество вспомогательных кораблей. Данный удар хорошо известен и представлен в различных источниках, поэтому мы только выделим роль в нем двух авианосцев данного типа.

Первый удар нанесли 51 пикировщик (25 - с «Дзуйкаку» и 26 – «Сёкаку», несшие по 250-кг бомбе) и 89 бомбардировщиков-торпедоносцев (40 с торпедами, 49 с бронебойными бомбами), прикрываемые 43 истребителями (из них 5 с «Дзуйкаку» и 6 с «Сёкаку»). Во второй волне вылетели 54 бомбардировщика-торпедоносца (по 27 -с «Дзуйкаку» и «Сёкаку», вооруженные одной 250-кг и шестью 60-кг бомбами каждый), 80 пикирующих бомбардировщиков и 35 истребителей. 54 истребителя (по 9 с каждого авианосца) остались на кораблях для отражения возможных атак американской авианосной и береговой авиации. Поскольку экипажи самолетов с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» хоть и имели боевой опыт войны с Китаем, но не прошли полного курса боевой подготовки для действий в условиях мелководной гавани, цели для них были назначены вспомогательные - береговые аэродромы, склады, на которые они сбросили в сумме около 20 т бомб, потеряв только 1 самолет из состава первой волны. В целом первый боевой дебют был успешным.

На фото, сделанном на борту японского авианосца «Дзуйкаку», бомбардировщик Накаджима «Кейт» B-5N взлетает с палубы, отправляясь на бомбардировку Пёрл-Харбора, Гавайи, 7 декабря 1941 года
На фото, сделанном на борту японского авианосца «Дзуйкаку», бомбардировщик Накаджима «Кейт» B-5N взлетает с палубы, отправляясь на бомбардировку Пёрл-Харбора, Гавайи, 7 декабря 1941 года

24 марта 1942 года «журавли» прибыли в бухту Стерлинг, где присоединились к соединению вице-адмирала Нагумо, готовящемуся к рейду в Индийский океан. В ходе этой операции, которая планировалась как «индийский вариант» Перл-Харбора, японцы собирались нанести внезапный и сокрушительный удар по британскому Восточному флоту адмирала Сомервилла. И в принципе у них это получилось.

На рассвете 5 апреля с палуб японских авианосцев для атаки Коломбо поднялись 36 «зеро», 36 «вэлов» и 53 «кейта» (вооруженные бомбами). Первой их жертвой стали 6 торпедоносцев «Суордфиш», которые совершали перелет на передовую базу для действий по японским кораблям. Около 8:00 японские бомбы обрушились на корабли и береговые объекты в Коломбо. Из находившихся в гавани 5 боевых, 8 вспомогательных кораблей и 21 транспорта удалось потопить эсминец «Тенедос» и вспомогательное судно «Гектор», еще три судна получили повреждения.

Характерно, что в резерве Нагумо оставил пикирующие бомбардировщики D3A2 1-й и 2-й дивизии, а также торпедоносцы 5-й дивизии на случай возможной встречи с кораблями Сомервилла. В то же время истребители и все пикировщики новых АВ «Дзуйкаку» и «Секаку» приняли участие в ударе, видимо, в том числе и для получения боевого опыта.

Вскоре были обнаружены два британских крейсера, но в ударе по ним торпедоносцам "Дзуйкаку" и "Сёкаку" принять участия не удалось (их следовало перевооружить), крейсера были потоплены самолетами с других авианосцев. Зато "журавлям" повезло чуть позднее, когда после первого удара по второй базе - Тринкомали были обнаружены корабли противника. После первогоудара по порту Тринкомали, когда с палуб японских авианосцев готовилась к старту вторая волна самолетов, Нагумо получил сообщение, что в 65 милях к югу от Тринкомали обнаружен авианосец англичан в сопровождении нескольких кораблей. Это были авианосец «Гермес», эсминец «Вампир», танкер «Бритиш сержант», вспомогательное судно и корвет.

Британский авианосец "Гермес" потопленный японцами в Индийском океане
Британский авианосец "Гермес" потопленный японцами в Индийском океане

Японские летчики вновь показали отличную точность, по официальным британским данным, в «Гермес» попало 40 бомб (по другим данным – 37), что, по мнению экспертов, хватило бы для уничтожения всех АВ Сомервилла. Так что бомбардировщики «Дзуйкаку» и «Сёкаку» поддержали марку 1-го Воздушного Флота, и в 10.55, через 15 минут после начала атаки, пылающий английский авианосец затонул. Правда последующие исследования ставят под сомнение такое количество попаданий - но это тема для отдельного исследования.

На пути в Японию, «Сёкаку» и «Дзуйкаку», получивших уже достаточный боевой опыт, выделили для проведения самостоятельной операции по захвату порта Морсби (о.Новая Гвинея), после чего вместе с остальными авианосцами Нагумо они должны были принять участие в операции против атолла Мидуэй. Оба «журавля» прибыли на базу Трук 25 апреля, откуда 1 мая вышли в составе ударного соединения вице-адмирала Т. Такаги в Коралловое море для новой операции.

Палубные бомбардировщики B5N2
Палубные бомбардировщики B5N2

Операция началась захватом японцами Тулаги 3 мая, на очереди был порт Морсби. 4 мая японское командование узнало о сосредоточении американского флота в Коралловом море. 7 и 8 мая произошло первое в истории войн морское сражение, в котором противники не видели и не контактировали друг с другом. Не разбирая досконально сам бой, выделим в нем только роль "Дзуйкаку" и его систершипа.

Узнав о присутствии американских авианосцев, вице-адмирал Такаги попытался организовать их поиск с помощью ГСМ своих тяжелых крейсеров. Но последние впервые действовали в составе авианосного соединения, и поиск противника оказался им «не по зубам». Пришлось послать в разведывательный полет «кейты» с «Дзуйкаку». Первый их самостоятельный полет 7 мая закончился полным провалом. Обнаруженные в 8:30 танкер «Неошо» и эсминец «Симс» они приняли за большой авианосец и крейсер. Командующий японскими авианосцами контр-адмирал Хара послал для атаки этой «важной» цели 24 «кейта», 36 «вэлов» и 18 «зеро». Удивительно, но американским кораблям удалось уклониться от всех бомб, сброшенных «кейтами» с горизонтального полета, но появившиеся в полдень японские пикировщики поразили «Симс» тремя 250-кг бомбами, быстро отправив его на дно, и попали семью бомбами в танкер, который также получил повреждения от упавшего на него «вэла» и восьми близких разрывов.

Самолеты на палубе "Дзуйкаку" во время рейда в Индийский океан, 1942 год
Самолеты на палубе "Дзуйкаку" во время рейда в Индийский океан, 1942 год

Вторая авиагруппа с"Сёкаку" и "Дзуйкаку" (15 B5N2 и 12 D3A) предприняла неудачную попытку атаки двух американских авианосцев ("Лексингтон", "Йорктаун"), которые наконец то были найдены. Затем, в результате плохой видимости японские пилоты приняли американский "Йорктаун" за свой авианосец, попытались на него сесть, но были рассеяны зенитной артиллерией. К вечеру 7 мая обе стороны уже хорошо знали состав противостоящих эскадр.

Утром 8 мая противники вновь обнаружили друг друга и почти одновременно подняли свои самолеты в атаку. Группа из 33 «вэлов», 18 «кейтов» и 18 «зеро» около 11 часов вышла в атаку на американское соединение. Пораженный двумя торпедами и 2 бомбами (плюс несколько опасных близких разрывов) «Лексингтон» получил тяжелые повреждения, и к концу дня был затоплен американцами. В «Йорктаун» попала 250-кг бомба, но нанесенные ею повреждения на боеспособности корабля сказались не сильно.

Буквально на несколько минут раньше под удар 28 пикировщиков и 20 торпедоносцев попал «Сёкаку» (находившийся всего в нескольких кабельтовых «Дзуйкаку» оказался скрытым от противника дождевым шквалом). В авианосец попало 2 или 3 бомбы: на корабле начались сильные пожары, и он лишился возможности выпускать самолеты, а вскоре – и возможности их принимать. Некоторые из немногих вернувшихся из атаки его самолетов сели на «Дзуйкаку», а два приземлились на береговом аэродроме.

Авианосец "Сёкаку"
Авианосец "Сёкаку"

Как считается, первый в истории бой между авианосными соединениями закончился в пользу японского флота. Они потопили тяжелый "авианосец", потеряв "легкий ("Хосё")". Но в стратегическом плане выиграли американцы, потому впервые вооруженные силы Японии не достигли поставленной цели и вынуждены были отказаться от захвата порта Морсби. «Парящего журавля» с огромным трудом довели до Японии. На переходе он попал в шторм, принял много воды и чуть было не опрокинулся. 17 мая «Сёкаку» прибыл в Куре и в течение трех месяцев проходил ремонт повреждений (16-27 июня в доке). «Дзуйкаку» после захода в Трук прибыл в Куре на 4 дня позже, но принять участие в операции по захвату атолла Мидуэй он не смог – после боев 7-8 мая у 5-й дивизии авианосцев осталось всего 39 пригодных самолетов (86 погибло с большинством экипажей).

Японцы после боя в Коралловом море считали, что утопили два больших американских АВ. Кроме того, что это не позволило их командованию правильно оценить силы противника перед операцией по захвату атолла Мидуэй, эта информация создала у экипажей 1-й и 2-й дивизий прямо-таки «шапкозакидательское» настроение. Если уж самолетам с «Сёкаку» и «Дзуйкаку», которые все еще считались «второстепенной силой», удалось уничтожить два авианосца противника, то ветеранам с «Кага», «Акаги», «Сорю» и «Хирю» «просто ничего не стоит перетопить» весь оставшийся американский флот. Жизнь показала обратное - все эти четыре японские авианосцы погибли 4-5 июня в бою у атолла Мидуэй, сумев пустить ко дну только один американский «Йорктаун».

4 июня «Дзуйкаку» включили в состав 2-го Ударного Соединения для участия в операции по захвату Алеутских островов. 23-го он прибыл в Омннато (северная оконечность о. Хонсю), где присоединился к 4-й дивизии авианосцев («Дзуньё», «Дзуйхо», «Рюхо»). 30 июня все четыре авианосца с кораблями сопровождения вышли в море для прикрытия конвоя на о. Кыска. После высадки десанта авианосцы 3-6 июля крейсировали к югу от Кыски, чтобы предотвратить возможные удары американцев по десанту. 14 июля «Дзуйкаку» вернулся в Куре.

7 августа началась высадка американских войск на о. Гуадалканал, и в районе Соломоновых островов начались ожесточенные морские сражения. 16 августа 1-я дивизия авианосцев вышла из Куре и 21-го прибыла в Трук, где сосредотачивались мощные силы японского флота. В операции по доставке на Гуадалканал 1500 человек подкреплений кроме «журавлей» участвовали легкий авианосец «Рюдзё», авиабаза ГСМ «Читозе», 3 линкора, 12 тяжелых и 3 легких крейсера, а также 28 эсминцев. 24 августа противники обнаружили друг друга с помощью авиаразведки, и сразу же с обоих «журавлей» в воздух поднялись 20 «вэлов», 9 «кейтов» и 12 «зеро». Вскоре за ними последовала вторая волна: 18 «вэлов», 9 «кейтов» и 3 «зеро».

Повреждения корпуса авианосца "Энтерпрайз"
Повреждения корпуса авианосца "Энтерпрайз"

Самолеты первой волны в 17:11 атаковали «Энтерпрайз» и, добившись трех прямых бомбовых попаданий и трех близких разрывов, нанесли ему очень серьезные повреждения, надолго выведшие корабль из строя. В ходе этого боя, получившего название боя у Восточных Соломоновых островов (по японской терминологии - Второй бой у Соломоновых островов), японцы потеряли 38 палубных и 52 базовых самолета, а американцы всего 17.

С 5 по 10 сентября 1-я дивизия авианосцев находилась в Труке, до 23-го «журавли» действовали в южной части Тихого океана, а 11 октября они снова вышли в море для поддержки конвоя на о. Гуадалканал, где японская армия готовила решительное наступление. И на этот раз силы японцев были внушительные: 1-я дивизия авианосцев вице-адмирала Нагумо в составе «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Дзуйхо», тяжелого крейсера и 8 эсминцев при поддержке двух линкоров, трех тяжелых и легкого КР и семи ЭМ, «Передовое Соединение» контр-адмирала Абе из 2 линкоров, авианосца «Дзунье», 4 тяжелых и легкого крейсера и 14 эсминцев, группа снабжения из 4 танкеров и эсминца. Всего на четырех авианосцах имелось 87 истребителей, 68 пикировщиков и 57 бомбардировщиков-торпедоносцев.

Крейсер "Нортхемптон" буксирует поврежденный авианосец "Хорнет"
Крейсер "Нортхемптон" буксирует поврежденный авианосец "Хорнет"

На подходе к Гуадалканалу японские палубные самолеты 15 октября потопили эсминец «Мередит», охранявший конвой из 6 барж. Но основные события развернулись 26 октября. Еще до рассвета 5 летающих лодок «Каталина» провели торпедную атаку соединения Нагумо, но все торпеды прошли буквально впритирку со «Дзуйкаку». Утром противники обнаружили друг друга и почти одновременно подняли в воздух самолеты. Вскоре завязалось авиационное сражение у Санта-Круз, в котором японские самолеты преуспели больше американских. Первая волна добилась попаданий 4 бомб и двух торпед в «Хорнет», в который также врезались два японских самолета. Вторая волна (12 «кейтов», 20 «вэлов» и 16 «зеро») атаковала «Энтерпрайз» и его корабли сопровождения: две бомбы попали в авианосец и одна в линкор «Саут Дакота». После захода солнца неповрежденные «Дзуйкаку» и «Дзунье» продолжили поиск противника, но американцы из-за больших потерь (у них торпедой с подлодки был потоплен еще эсминец «Портер» и поврежден эсминец «Смит») отошли. Ночью японские авианосцы снова были атакованы, но все торпеды прошли мимо, причем одна - всего в нескольких метрах от счастливчика «Дзуйкаку».

К 1944 году ситуация на Тихом океане серьезно изменилась, 15 мая 1944 года японский флот перешел в бухту Тави-Тави, чтобы быть поближе к местам следующих высадок американцев. А 11 июня флот США уже подошел к Марианским островам и спустя три дня начал высадку десанта. Началась битва за Марианские острова.

Авианосец "Секаку" в бою в Коралловом море
Авианосец "Секаку" в бою в Коралловом море

12 июня соединение Одзавы (9 авианосцев с 450 самолетами, 5 линкоров, 11 тяжелых КР, 25 ЭМ) вышло из Тави-Тави и 15-го вошло в Филиппинское море. Здесь его "поджидало" 58-е Оперативное Соединение быстроходных авианосцев вице-адмирала Марка Митшера (15 авианосцев с 896 самолетами, 7 линкоров, 19 крейсеров всех классов, 66 эсминцев) – самое мощное за все время боевых действий на Тихом океане.

19 июня для удара по американскому соединению авианосцы 1-й ДАВ подняли в воздух 53 бомбардировщика, 27 торпедоносцев и 48 истребителей, но атака японской авиации не удалась. Всего одна бомба попала в авианосец "Уосп", но этой атаке японцы потеряли 54 самолета.

Тем временем "Секаку" был торпедирован американской подводной лодкой; в авианосец попало три торпеды, после чего возник сильный пожар и в 14:08 "Сёкаку" затонул. Еще один авианосец "Тайхо" также получил повреждение от торпедной атаки, после чего затонул. Авианосец "Дзуйкаку" стал флагманом вице-адмирала Одзава. В попытке атаковать американские авианосцы было поднято в воздух еще 18 самолетов, которые так и не обнаружили противника. С наступлением сумерок авианосец был атакован авиагруппами с четырех американских авианосцев. Авианосец "Дзуйкаку" получил три бомбовых попадания в полетную палубу, после чего возник большой пожар. Ремонтной команде с большим трудом удалось затушить пожар и оставить корабль на плаву и 23 июня 1944 года он вернулся в Куре.

127-мм спаренный орудия авианосца "Дзуйкаку"
127-мм спаренный орудия авианосца "Дзуйкаку"

10 августа Zuikaku перевели в 3-ю дивизию авианосцев (вместе с легкими «Дзуйхо», «Читозе», «Чийода»). 1-ю дивизию составили новейшие «Унрю» и «Амаги», a два оставшихся легких АВ «Дзунье» и «Рюхо» вместе с модернизированными линкорами-авианосцами «Исе» и «Хиуга» образовали 4-ю дивизию. Эти силы выглядели достаточно грозно, но на кораблях не хватало самолетов и, что более важно, почти все их экипажи не имели опыта боев. В начале октября, когда американцы атаковали о. Формоза, эти неподготовленные авиагруппы были брошены в бой и почти полностью погибли, не нанеся противнику сколь-нибудь ощутимого урона.

Поэтому, после начала вторжения американцев на Филиппины в заливе Лейте японское командование решило использовать 3-ю дивизию авианосцев и оба ЛК-АВ, практически лишенные самолетов, в качестве приманки для отвлечения соединения быстроходных авианосцев М.Митшера от места высадки. Затем планировалось атаковать оставшиеся там корабли ЛК и КР соединения вице-адмирала Куриты во главе с суперлинкорами типа «Ямато».

Как изменчива военная судьба! «Дзуйкаку», жизнь которого за три года службы не раз спасали другие корабли-приманки, теперь сам выступал в этой незавидной роли. Только отчаянное положение империи «Восходящего Солнца» заставило ее адмиралов в попытке добиться локальной победы, уже не гарантирующей никакого перелома в войне, а лишь сулившей более почетные условия мира, так «унизить» свой самый мощный и заслуженный авианосец.

"Дзуйкаку" в бою у мыса Энгано 25 октября 1944 года
"Дзуйкаку" в бою у мыса Энгано 25 октября 1944 года

И приманка сработала! На север для удара по "авианосной группе Одзавы" устремились три американских оперативные группы, насчитывавшие 5 ударных и 5 легких авианосцев, 6 линкоров, 8 крейсеров и 41 эсминец. Одзава имел в распоряжении 3-ю дивизию авианосцев («Дзуйкаку», легкие авианосцы Zuiho, Chitose и Chiyoda), 4-ю дивизию авианосцев («Исе», «Хиуга»), 3 легких крейсера, 9 эсминцев, которых сопровождали 2 танкера и 6 эскортных кораблей. 4-я дивизия вообще была без самолетов, а на третьей имелось 80 истребителей (из них 28 истребителей-бомбардировщиков), 25 торпедоносцев «джилл» и 4 «кейта», 7 пикировщиков «джуди» (всего 116).

24 октября 3-я ДАВ направила все 116 самолетов для удара по американскому соединению. В результате атаки был поврежден авианосец "Принстон", который вскоре затонул. С задания вернулось всего 29 самолетов: большая часть самолетов оказалась сбитой, а 15-20 машин совершили вынуж­денную посадку на остров Лусон. Вскоре ответили и американцы.

Первые американские самолеты вышли в атаку на японское соединение в 8:00 (в 8:30 по японским данным), их главной целью стал «Дзуйкаку». Корабль оставался своеобразным символом японского флота - последний оставшийся участник атаки Пирл-Харбора. Флагман Одзавы, получил торпеду в левый борт и, выдержав еще три попадания бомб в полетную палубу слева от среднего подъемника, получил крен 6° на левый борт. Вскоре «Дзуйкау» получил новые повреждения от близких разрывов: вышли из строя рулевое управление (пришлось перейти на ручное) и средства связи, на полчаса корабль лишился хода. В ходе второго налета (6 пикировщиков и 14 истребителей) было выведено из строя рулевое управление и средства связи.

«Дзуйкаку» и два эсминца (на переднем плане — эсминец «Вакацуки») в море во время сражения у мыса Энгано (Филиппины)
«Дзуйкаку» и два эсминца (на переднем плане — эсминец «Вакацуки») в море во время сражения у мыса Энгано (Филиппины)

В 13:10 на «Дзуйкау» вышли в атаку около 80 самолетов с авианосцев «Лексингтон» и «Лэнгли» (третья волна). В течение трех минут (с 13:21 по 13:23) он был поражен еще шестью торпедами (1 не взорвалась) и четырьмя бомбами, не считая близких разрывов.

Первая торпеда попала в середину левого борта, из-за чего затопило внешнее носовое машинное отделение. Затем почти одновременно в район надстройки попало четыре торпеды. Две поразили левый борт: в котельные отделения №2 и №4 и в командный гальюн около погребов (не взорвалась), две - правый: в котельные отделения №1 и №3 и в торпедный погреб. Три бомбы упали рядом за кормовым подъемником, а последняя – у левой кормовой галереи 127-мм орудий. Еще одна торпеда с левого борта попала в отсек главных рулевых машин.

Последний спуск флага на японском авианосце «Дзуйкаку»
Последний спуск флага на японском авианосце «Дзуйкаку»

В 14:14 «Дзуйкау», экипаж которого, несмотря на отсутствие пожаров и взрывов, уже был не в силах справиться с поступающей в корпус водой, перевернулся через правый борт и затонул в 220 милях от мыса Энганьо. Так, последний день «Счастливого журавля» и стал тем «самым счастливым днем» в жизни адмирала Честера У. Нимитца.

Статья XAPDPOKEP из архива Navygaming, №2(5)/2014

Источники: Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.-280 р.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45 / M.Stille, T.Bryan // Osprey, 109. – 51 p.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1997. – 176 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой. Новые властелины океанов /С.А.Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. - М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2006. - 256 с.; Больных А. Авианосцы. Триумф палубной авиации: Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО: 2013.- 320 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Полмар, Н. Авианосцы: в 2 т. т.1 / Н.Полмар, пер.с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.- 698 с.; Сулига, С. Японские авианосцы "Секаку" и "Дзуйкаку". Боевые журавли императорского флота / С.Сулига.- СПб, 1995- 32 с.; Хорикоши, Д. „Зеро!“ .Японская авиация во Второй мировой войне. /Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин — М: ACT, 2001, c. 255; Шумилин, С. Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku: история, конструкция, боевая служба авиационное вооружение/ С. Шумилин// Морская коллекция, 2010, № 01.- 72 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: