Найти тему
Глаза б смотрели!

«Топи да болота, синий плат небес…»

Из всех земных пейзажей болота, пожалуй, самый нелюбимый. Чем там любоваться? Кочками, трясинками, тягучей изумрудной ряской? А может, кого-то вдохновят чахлые деревца? Недаром и названия у болот под стать – Гиблое, Чёртово, Поганое. Владычицей проклятых мест слывёт особа с ехидным нравом – кикимора

Болото – это кладбище, город мёртвых, который сторожит планету живых.
Болото – это кладбище, город мёртвых, который сторожит планету живых.

Натура такая

Да разве же кикимора по своей воле капризничает? Разве был у неё выбор – стать болотной поганью или кем-то поприличнее? Нет, за неё всё решили. Путь в кикиморы начинается ещё в материнской утробе или во младенчестве: девочку прокляли до рождения или крещения, тем самым отдав во власть нечистой силы. Через семь лет кроха станет кикиморой – злым духом. Её похитят новые сотоварищи, утащат в леса, в своё время она выйдет замуж за лешего. Поселится чета на болотах, нарожает лесавок – мелких забияк, а они примутся заманивать путников в лесные чащи да в болота – на верную погибель…

Кикимора и её отродье, конечно, злобные мерзопакостники, но не судите строго: будучи нежеланными и проклятыми за сам факт появления на свет, можно ли вырасти добрым и светлым.

Кикимора, бывало, задумается о своей нелёгкой доле, смахнёт горючую слезу, но натура вскоре возьмёт своё: крикнет жутким воплем на всю округу, рассыплет зловещие огни по тропинкам – и вроде полегчает. А путник, перепуганный криком, кинется к огням, надеясь, что это светятся окошки в избушках – и угодит в трясину. Что поделать, с болотом шутки плохи.

«Светит, но не греет…»

Верный и жуткий признак болота – пляшущие светло-голубые огоньки. В стародавние времена припозднившиеся прохожие, увидев слабое свечение, крестились и бубнили, мол, очередной мертвец свечку зажёг. В самом деле похоже на свечку, так как огонёк мерцает примерно на высоте вытянутой человеческой руки…

Всюду, где есть болота, люди наблюдали этот тусклый свет и пытались объяснить. Толки сводились к одному – призраки. Немцы твердили, мол, это вернулись души несчастных, у которых соседи отняли землю. Финны с жалостью говорили, что так сияют души захороненных в лесу детишек. А воинственные скандинавы уверяли, будто то – армия усопших воинов, которые чутко берегут припрятанные сокровища.

Со временем наука «реабилитировала» болотное свечение: это «горит» фосфористый водород. Фосфорные соединения, входящие в состав трупов животных и человека, под действием грунтовых вод разлагаются с образованием фосфористого водорода. При рыхлой насыпи над могилой или небольшом слое воды в болоте газ, выйдя на поверхность, воспламеняется от паров жидкого фосфористого водорода.

И можно было сослаться на чистую химию, но «из песни слов не выкинешь»: огоньки танцует над трупом, в зыбкой трясинке кто-то покоится, чья-то некогда живая душа…

Наследство Коренихи

Три четверти всех болот, что есть на свете, сосредоточились в России. Самое большое расположилось на границе Томской и Новосибирской областей – знаменитые Васюганские болота, что тянутся на 500 км в длину и 15-20 в ширину. Места сколь богатые на природные ископаемые вроде торфа и нефти, столь и гиблые для всего живого. Эта сокровищница - самая большая на планете, попасть туда не приведи господь, но вот обладать этим природным чудом – привилегия, хоть и жутковатая.

Топи и гати жмутся к северным границам родины, где много воды. Северная столица, как известно, целиком построена на болотистой почве, и окружена болотами разной степени проходимости. Синявские, например, стали известны во время второй мировой, а тихвинские не столь известны, но в своё время наводили жуть на местных…

В советские годы городок Тихвин был малонаселённым, ни промышленности толком, ни инфраструктуры. Зато рыбалка с охотой на славу – именно потому, что медвежий угол. Как-то в тихвинские леса отправился советский инженер, пусть его имя останется в тайне. Остановился у приятеля в деревне Воложба, а сам, прихватив рюкзак, патронташ и двустволку, двинулся в заросли… Целый день бродил и сам себе удивлялся: вроде тихвинскую округу знает неплохо, но умудрился заблудиться! Куда ни ступи – болото, прыг-скок с кочки на кочку так и очутился на лесной полянке, окружённой топью. Глядь – избушка, старенькая и покосившаяся, но и то хорошо, дело к вечеру, не ночевать же под открытым небом.

Дверь, скрипнув, отворилась, внутри никого, лишь вязанка дров да ржавые старые банки, в углу лежанка. Инженер устало опустился – вздремнуть бы, а завтра разберётся, куда его чёрт занёс, и задремал.

Ночью проснулся от ощущения кромешного ужаса – вокруг тьма хоть глаз коли, но рядом явно кто-то есть, шорохи странные и запах – сладковатый, тошнотворный с гнилостными нотами. Путник нащупал зажигалку, чиркнул, осветил – и обомлел. На него надвигалась сутулая старуха, причём явно давно умершая – судя по запаху и истлевшей коже, которую на миг озарило пламя зажигалки…

Инженер от ужаса вскочил, швырнул тяжёлой металлической зажигалкой в увиденное – и опрометью из чёртовой избушки, вслед ему раздался то ли вопль, то ли сердитый рёв…

Сколько бежал не помнит. Кочки за кочками, ветки хлестали по лицу, плюхался по грудь в трясину и одним прыжком выскакивал. Когда рассвело и страх немного отпустил, понял, что очутился возле Воложбы. Так и явился в деревню – всклокоченный, чумного вида, от страха и холода зуб на зуб не попадает, без ружья и мешка. Успокоившись, рассказал, какая оказия приключилась… Селяне за голову схватились: угораздило же горемычного оказаться возле болота и избушки, о коих уже столько десятилетий идёт дурная слава! Даже самый уставший охотник ни за что не заночует в той ловушке!.. Говорят, много лет назад обитала там ведьма Корениха – с тех пор, как выгнали из деревни за злодейства. Давно это было, задолго до войны. А после Великой Отечественной никто о ведьме не слышал, даже в сельпо не наведывалась за керосином и солью – наверное, убило осколком во время масштабного немецкого обстрела. Но вот какая закавыка: среди северных колдунов заведено перед смертью передать кому-то свою силу и навыки, без этого чернокнижник не найдёт покоя и обречён на вечные скитания. А внезапная смерть помешала исполнить обряд, оттого неупокоенная ведьмина душа и мытарствует на болотах…

Ходят слухи, что где-то в тех местах затерялся рукописный свод о колдовстве – русский вариант страшнейшего «Некрономикона», датируемый аж XIII веком. Фолиант, конечно, уникальный, раздобыть бы его – но какой смельчак отправится не просто в болота, а в ведьмино логово?

«Оно ещё и поёт!»

Болота – живые экосистемы, как и всё в природе, но иногда их устройство кажется совсем уж изощрённым. Плотная пахучая вода издаёт звуки, булькая пузырьками газа – и это ещё полбеды. Почти два века назад молва разнесла весть о поющем болоте, что в окрестностях Череповецка. И поверьте, песни были недобрые…

Ещё в середине XIX века тамошние старожилы всполошились из-за резкой волны самоубийств. И ладно бы, если бы речь шла о романтичных дурочках и страстных юнцах, но на себя накладывали руки вполне здравые люди – учителя, почтенные отцы семейств, купцы. И удивительным образом ниточки вели к болотам – особенно Пустынному и Ивачёвскому. Слухи твердили, что стоит раз побывать на том месте, как подцепишь злого духа, от которого нипочём не отвязаться, всё равно заставит сунуть голову в петлю или ещё как порешить себя…

Тогда ещё не знали, что Череповецкие болота и не болота вовсе, а заросшие озёра, глубина на отдельных участках доходит до пяти метров. Может, это обстоятельство, а может, иное заставляет их «петь». Хотя «пение» - мягко сказано, очевидцы говорят, что тамошние топи натурально выли – и горе услышавшему этот жуткий зов…

Сначала народ, видимо, пытался отделаться нервным смехом и придумал байку, что «песни болот» - это украденные голоса грибников и ягодников. Те охотно подтверждали, мол, как иду на болота по клюкву – песни горланю, как дохожу до места – молчок, словно немею, видно голос украден. А потом ничего – возвращается!

Но комичная байка тешила недолго – один за другим в полицейские околотки посыпались заявление об исчезновении людей, и снова все следы вели к поганым болотам. Доходило до массовых жертв: пару раз пропал целый «караван», едущий на ярмарку. Обозы, вереницы телег с мешками зерна и прочего добра потом находили в целости – и ни одной души. Ни крестьян, ни купцов. Разумеется, для личного успокоения списали на банду разбойников, которая якобы бесчинствовала в тех краях – но версия нападения не подтвердилась, не было лихого люда…

Во время Великой Отечественной войны болота внезапно замолчали. Может, даже тамошний злой дух потерял дар речи от горя, пришедшего в русскую землю. А может, в недрах земли что-то сдвинулось – и онемевшее болото утратило злую славу…

Кажется, что болото – это свалка природы, полигон необычных явлений. Представляя собой опасность, болото хоронит угрозу ещё большую – глобальные запасы углерода, скопившиеся со времён последней ледниковой эпохи. Если он уйдёт в атмосферу, человечество превратится в единый «Норд-ост» - подобие печально известного мюзикла, когда террористы устроили травлю газом. Болото – это кладбище, город мёртвых, который сторожит планету живых.

Озера
3391 интересуется