Генеральская дочка Лидия Зверева (1890--1916)
Лидочка с детства грезила небом. Ее отец, Виссарион Лебедев, был генералом царской армии, героем войны на Балканах. Его часть дислоцировалась в Крыму, где проходили испытания аэростаты. И девочка была просто счастлива, когда папа разрешал солдатам покатать ее под облаками.
...В 17 лет Лида вышла замуж за инженера путей сообщения, конструктора Ивана Зверева. Брак был счастливым, но очень коротким -- через два года муж скончался от аппендицита.
Лида получила лучшее по тому времени образование -- в институте благородных девиц. Она изучила гуманитарные науки, говорила на нескольких языках и приобрела хорошие манеры. Но ее влекала техника.... Во всем мире развивалось воздухоплавание, и молодая вдова мечтала летать. Первые русские авиаторы учились во французских школах, но родители ни за что на свете не отпустили бы Лидочку за границу. К счастью, в 1910 году первое российское общество воздухоплавателей открыло частную школу пилотов в Гатчине. И Лидия сразу же в нее записалась. Ей пришлось заплатить 400 рублей за обучение и дополнительно внести намного более солидную страховую сумму -- на случай, если по ее вине пострадает аэроплан.
Для России женщина, которая учится на пилота, была событием столь небывалым, что об этом писали в газетах. Причем имя скрывалось, в заметках ее называли «барышней Z».
Инструктором в школе был ее будущий муж, а тогда студент технологического института Владимир Слюсаренко, сам только-только получивший диплом авиатора. Лида училась очень успешно, и 23 августа 1911 года она уже получила лицензию пилота. Газеты писали:
«На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л. Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатрисса спокойно села в аэроплан «Фарман» и, взлетев на высоту 50--60 метров, описала в воздухе пять восьмерок».
Полеты были еще новинкой, публика охотно платила за авиашоу. Именно показательными полетами и зарабатывали себе на жизнь Лидия и Владимир. В марте 1912 года они прибыли в Ригу, где первый полет Зверевой чуть не закончился трагедией. Она поднялась на своем аэроплане с ипподрома в Золитуде (сейчас это спальный район). Порывом ветра аппарат начало сносить к трибунам со зрителями. Зверева сманеврировала, аэроплан опрокинулся и ударился о землю, а авиатриссу выбросило из машины и придавило обломками. Публика была в ужасе. Все были уверены, что Зверева погибла...
«Еле жива. При падении чуть не сломала ногу. До сих пор чувствую боль. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская...» -- писала Лидия в одном из писем.
Лидия и Владимир остались в Риге, которая считалась центром российской авиации. С 1911 года летательные аппараты начали строить на знаменитом «Руссо-Балте», чуть позже -- на заводе «Мотор». Под Ригой, в местечке Засенгофф (Засулаукс) супруги открыли авиаконструкторскую мастерскую, где потом начали сами строить самолеты. А еще они открыли авиашколу. У Лидии появились свои ученики, в том числе русские аристократки -- Шаховская, Долгорукая.
И, конечно, она продолжала летать, выполняя сумасшедшие трюки, которые были под силу далеко не всем асам-мужчинам. Например, «мертвую петлю» и пикирование с выключенным мотором. Публика и газеты были в восторге:
«Госпожа Зверева останется в благодарной памяти рижан как первая из сестер Икара, познакомившая нас с высшей школой авиации».
У Лидии обнаружился еще один талант -- конструкторский. Именно она была автором множества технических новшеств, внедренных на семейном авиазаводе. Ее даже пыталась переманить одна австрийская фирма.
Когда началась война, супруги вернулись в Петербург и перевели туда свой завод. Дела шли очень удачно: они получили заказ на постройку самолетов от военного ведомства и испытывали свой новый самолет -- скоростной истребитель. Но весной 1916 года Лидия Зверева заболела тифом и через неделю умерла. Ей было 26 лет.
Ни муж, ни биографы не верили в ее естественную смерть. Слишком стремительным и странным выглядело развитие болезни. А еще незадолго до смерти из дома Лидии загадочно пропали все чертежи. В смерти выдающейся авиатриссы винили немецкие спецслужбы.
Отпевали первую русскую летчицу в Александро-Невской лавре. Во время похорон Лидии над кладбищем печально кружили аэропланы...
А Владимир Слюсаренко после революции оказался в Австралии, где работал автомехаником.
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Элга Рубина (с) "Лилит" * Фото: amp.shkolazhizni.ru