Полностью эта цитата звучит так:
«Здоровье – драгоценный дар Божий, а болезнь – бесценный дар Божий».
Причем, св. Феофан Затворник низводит это высказывание еще к древним святым отцам, которые неоднократно высказывались в подобном духе.
Что ж – в этом интересно разобраться.
Почему, здоровье – «драгоценный дар Божий», думаю, много останавливаться не стоит.
Правда, это в большинстве вариантов тот случай, когда мы убеждаемся в этом, лишь утратив этот дар.
Таково – увы! – свойство человека, который не ценит то, что ему достается «даром».
Здесь всегда задействуется эффект сравнения. Чтобы понять, что такое здоровье, нужно обязательно поболеть, иногда очень серьезно.
Только так человек научается ценить то, чем он обладал изначально, и понимает, что здоровье – это действительно «драгоценный дар Божий», который к тому же еще и очень непросто сохранить.
Но почему «болезнь – бесценный дар Божий»?
То есть по своей ценности он ни с чем не сравним, буквально – у него нет даже цены.
Это кажется парадоксом. Ведь если говорить о «бесценном» – кажется, цена болезни легко измерима, даже в простом денежном эквиваленте затрат на лечение и лекарства.
Но все это на первый – неглубокий взгляд.
Разумеется, речь идет о духовных вещах, которые ни к каким деньгам свести невозможно.
Давайте к ним присмотримся.
В древнем патерике описан случай, когда один болезненный старец, который целый год ничем не болел, очень скорбел и плакал по этому поводу: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».
Итак, болезнь – это явное Божественное посещение. А что может быть бесценнее, чем посещение тебя Богом!?..
Действительно – ему цены нет. Ничего в этом мире сравниться с этим не может.
Для чего же посещает Бог человека через болезнь?
В Евангелии сказано «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Деян. 14. 22.
Многие из этих «скорбей» - это и есть болезни. Значит, посещая нас через болезнь, Бог помогает нам войти в Свое Царство.
Конкретнее об этом говорит св. Серафим Саровский:
«Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям».
Видите, как много этих функций у этих божественных посещений через болезнь?
- очистка от душевной грязи;
- «заглаживание» грехов;
- смирение и смягчение души;
- «одумывание», то есть прихождение в себя;
- осознание своей немощи;
- память о Боге.
Никакое здоровье не может принести столько духовных «плодов», как болезни.
Св. Серафим говорит, что болезни в этом разрезе и детям нужны.
Все это не значит, что мы не должны их лечить, ни лечиться сами.
Нет – лечить и лечиться, но с пониманием всего того, что описано выше. Иначе болезнь не принесет никаких духовных плодов.
«Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух спасает» - говорит св. Тихон Задонский.
И это без всяких специальных «подвигов» - только смиренным перенесением болезни.
Разве все это действительно не бесценно?
Но и это еще не все.
Святитель Игнатий Брянчанинов продолжает развивать мысли о духовных плодах болезней:
«Похворай с терпением и самоукорением. Болезнь многому доброму учительница: сверх того, она – послание Божие взамен и в дополнение наших недостаточных подвигов… Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями».
Это мысль многих святых, что болезни заменяют современным христианам недостаточность их духовных подвигов.
Но вы обратили внимание на последний абзац?
Болезни, самое главное, готовят нас к переходу к вечности.
Никакое здоровье не способно этого сделать. Более того, хорошее здоровье как раз и привязывает нас к этому миру, делает выход из него особенно мучительным и духовно немирным.
«Болезни – напоминания смерти, и надо готовиться к ней… отречением от земли, от всего, что составляет ее жизнь и сладость» (игум. Арсения).
В самом деле, в болезни все «сладости» этой жизни не просто теряют свою остроту и привлекательность, они чаще всего начинают вызывать отвращение.
Человек не только видит их мимолетность и незначительность, он зачастую начинает видеть в них их духовную подоплеку – грязь, смрад и нечистоту.
А дальше – автоматическое отвращение и понимание того, что в вечности будет нечто совсем другое – чистое и совершенное, и это тоже помогает избавиться от страстной привязанности к жизни в этом мире и подготовиться к переходу в вечность.
Хочу привести свидетельства о «бесценности» болезней и от простых людей, наших современников, которым было предложено поразмышлять на эту тему.
Многие из них еще не вышли из подросткового и юношеского возраста, тем ценнее их попытки осмыслить «ценность» болезней, с которыми им уже пришлось столкнуться:
Итак, болезни:
- заставляют переосмыслить жизнь и понять, что тебе действительно важно и что не важно;
- закаляют волю и характер, когда ты учишься не сдаваться в самых отчаянных обстоятельствах;
- четко показывают отношение к тебе окружающих людей, когда становится ясным, кому ты действительно важен и дорог;
- обостряют взгляд на окружающий мир, когда начинаешь видеть в нем и ценить «сочетание несочетаемого»;
- приводят к неожиданным творческим выплескам, когда в душе открывают каналы ее художественных способностей и творчества;
Уф – вот и думаешь, что действительно, по сравнению со здоровьем болезни по своим духовным плодам просто не сравнимы.
Это словно бесценные Божьи «подарки», которые посылаются с Неба людям для их спасения и подготовки к вечности.
Только мы – увы! – чаще всего спешим, не думая ни о каких духовных «плодах», поскорее избавиться от этих «подарков», как воистину неразумные и бессмысленные дети.