В 2015 году я впервые с моим другом балалаечником Андреем Субботиным был на гастролях в городе Петровске Саратовской губернии. Там живет и творит потрясающий композитор Евгений Четвериков, по чьему приглашению мы и приехали.
Романсы и песни Четверикова поют Александр Малинин, Вахтанг Кикабидзе, нынешние солисты Москонцерта, его музыкой в середине 1990-х оформлялись известные телепередачи центральных каналов ТВ.
Он встретил нас с другом, посадил в машину и повез сначала показать городские достопримечательности.
Около одного из зданий притормозил и торжественно сказал:
– А вот это – здание гостиницы, сохранившееся с XIX века. Именно здесь и жил Хлестаков, когда приехал к нам в город. Вот здесь все и происходило, весь «Ревизор»!
Я удивился и, чисто автоматически, скорее, по коллекционерской привычке, спросил:
– А что, и документы есть?
Теперь уже удивился Четвериков:
– Какие документы?
И, торжественно подняв вверх указательный палец, произнес:
– Это же Хлестако-о-ов!!!
Я подумал:
- Действительно, что это я, в самом деле-то? Это же Хлестако-о-ов!!!
Четвериков, между тем, продолжал:
– Сам Чернышевский писал об этом!!
И указал мне, где почитать. Привожу здесь цитату великого русского писателя Н. Г. Чернышевского из его «Автобиографии»:
Кстати, о Петровске. Один из моих бывших приятелей … очень мило доказывал, что действие «Ревизора» происходит именно в Петровске: и точно, это очень вероятно, по соображению маршрута Хлестакова, и пусть Петровск пользуется хоть этой известностью, при совершенной невозможности иметь никакой другой.
Евгений рассказал:
– Хлестаков проигрался в Пензе. У Гоголя сказано – уездный город между Пензой и Саратовом. А единственный город между Пензой и Саратовом – наш Петровск, а в Петровске в те годы это – единственная гостиница.
Значит?..
И действительно!.. В то время между Пензой и Саратовом существовал только один ямской тракт. Следовательно, именно по нему поехал Иван Александрович Хлестаков. В Саратовской губернии по этому тракту был только один уездный город – Петровск. А справа от тракта – было еще два уездных города – Сердобск и Актарск. Но в эти города, свернув от большой дороги, Хлестаков поехать никак не мог – во-первых, у него не было денег делать крюк (он же проигрался в Пензе в пух и прах), а во-вторых – в его подорожной было прописано черным по белому «в Саратов». В то время это было серьезно – сказано в подорожной «в Саратов», значит – в Саратов.
Гоголь у себя в пьесе не называет место, где происходят все события, но четко указывает на город, от которого
… хоть скачи три года, ни до какого государства не доскачешь …
Все понятно!!
Евгений Четвериков завершил свой рассказ:
- Премьера «Ревизора» в Саратове состоялась в 1840 году. Когда зрители выходили из театра, то все горячо обсуждали, в каком, собственно, городе все это было? И сразу все решили: Конечно, у нас в Петровске, что тут думать-то?
Концерт наш прошел великолепно, принимали бесподобно!
Особенно, дамы!.. Старинный же романс!!!
Гостеприимный дом Евгения Четверикова угощал пирогами и блинами, и солеными грибами …
Вот ведь и Н. Г. Чернышевский писал, и театральные зрители после премьеры пришли к единому мнению, и весь Петровск теперь гордится, и кроме, как в Петровск, Хлестаков поехать больше никуда не мог!..
Так был он здесь или нет, понял кто-нибудь?
P. S. Я, все-таки, не удержусь и проиллюстрирую материал романсом Евгения Четверикова. Уж очень красив романс. Называется
"Мне не жаль". Музыка Е. Четверикова, стихи А. Апухтина. Поет Надир Ширинский.