Найти тему

Комиксы против цензуры: история андерграундных комиксов

Оглавление

Цензура преследует писателей и издателей уже очень давно. Сколько существуют книги, столько они и подвергаются запретам. Комиксы и графические романы не являются исключением. В прошлой статье я писал про историю комиксов, поэтому если я начну говорить про 50-60-е годы, то у вас сразу появятся ассоциации с Суперменом или Капитаном Америкой. Однако именно в тот период, параллельно от всех известных нам героев, развивался «Underground Comix» - контркультурное движение, связанное с публикацией либо слишком грубых, либо сатирических комиксов. В то время высокую популярность набирало движение хиппи, а общество обсуждало войну во Вьетнаме.

Доандерграундный комикс.

У 1930-50х годах у Underground Comix были старшие братья – «Тихуанская библия». Это были восьмистраничные комиксы, в которых фигурировали персонажи популярных мультфильмов, а само распространение комиксов было незаконным. С момента выхода этих комиксов прошло уже почти сто лет, а некоторые авторы до сих пор остаются неизвестными.

Выпуск "Тихуанская библия"
Выпуск "Тихуанская библия"

Еще один известный прародитель – Mad Magazine (1952-2018), который изначально начинал свою деятельность как серия комиксов, а потом превратился в журнал, избежав при этом законов о цензуре. Именно стиль и чувство юмора Mad Magazine вдохновили многих художников для создания Underground Comix.

Цензура в комиксах

Фредрик Вертам "Соблазнение невинных"
Фредрик Вертам "Соблазнение невинных"

Вслед за Кодексом кино, который был создан для цензуры фильмов, появился и Кодекс комиксов. Его возглавил уже известный нам из прошлой статьи Фредрик Вертам, который в книге «Соблазнение невинных» связывает растущую преступность среди несовершеннолетних с насилием и сексом в комиксах. Фредрик Вертам получил такое признание в обществе, что если бы какой-то комикс ему не понравился, то его бы нельзя было бы увидеть на полках в магазине, а родители искали у своих детей издания из его списка запрещенных комиксов и сжигали их. Им было разработано 41 ограничение, включая очевидные, типа секса, наркотиков и ругательств и заканчивая тем, что нельзя была использовать такие слова, как, например, «террор» в названиях и изображение полицейских в негативном ключе.

Восстание подпольных комиксов

Когда Кодекс стал все сильнее и сильнее закручивать гайки, то у художников оставалось всего два пути: поддаться закону и менять выпуски до тех пор, пока Кодекс не одобрит их или же сопротивляться. Именно так и появился Underground Comix.

Некоторые их работы подвергались критике за женоненавистничество, воспевание насилия или социальную безответственность и даже обсуждение на страницах ЛГБТ+ темы. Разумеется художники не могли действовать в одиночку – их поддерживали магазины, которые при этом сильно рисковали, поскольку неоднократно сталкивались с угрозой судебного преследования со стороны Кодекса комиксов.

Комикс Виммина.

Движение Underground Comix было очень мужским. В ответ на это в 1970 году был опубликован сборник комиксов для женщин под названием «Это не я, детка». Вслед за ним возникло движение Wimmin`s Comix, куда входили женщины-художники создававшие комиксы исключительно для женщин. Вслед за ним последовали Tits`n Clits и Twisted Sisters.

Конец подпольного комикса.

Художники Арт Шпигельман и Билл Гриффит в 1975 основали комикс Arcade, который объединил многих художников из Underground Comix. А сам Кодекс комиксов ослаб: все больше и больше компаний нарушали Кодекс, больше не опасаясь последствий. Однако DC только в 2011 перестали следовать Кодексу комиксов.

Подпольная пресса жива и сегодня. Всегда есть люди восстающие против нормы и всегда будут люди, которые хотят делать такие комиксы.

Было интересно? Тогда вы уже должны быть подписаны, потому как у меня еще много историй про комиксы!

А еще есть телеграм с live-заметками: @haltlit

#комиксымарвел #комиксыdc #комиксынарусском #underground

Комиксы
7009 интересуются