Найти в Дзене
Бронзовое кольцо

Не представляет Селим, какой длинной и тоскливой покажется жизнь с нелюбимой женой

Сююмбике и ее односельчане. Глава 30.

Зима городе. Фото автора канала.
Зима городе. Фото автора канала.

Ночь в поезде казалась нескончаемой. Вагон не отапливался и в нем едва ли было теплее, чем на улице. Половину ночи еще было терпимо, но под утро ноги, даже в шерстяных носках и валенках, остомели от холода, руки в варежках замерзли.

Сююмбике принялась ходить по проходу между полками, стараясь согреться. Она сжимала и разжимала пальцы в кулаки, шевелила пальцами ног в валенках, но согреться не удавалось. Хамидулла, устав смотреть на это, посадил Сююмбике на полку, снял с нее варежки, засунул себе за пазуху, надел на нее свои меховые рукавицы. О-о-х, какое наслаждение, когда руки в тепле!

Затем он стащил с нее валенок, носок, растер этим носком ногу до жару, снова надел носок и валенок. То же проделал с другой ногой. Тепло. Сююмбике согрелась и, чтобы снова не замерзнуть, продолжала шагать по вагону. Сегодня она поняла, за что полюбила Райса этого, как ей казалось, пожилого мужчину. Просто за то, что он приносит тепло.

На станции их встречал Селим, кто же еще! Он ходил вдоль платформы, вглядываясь в окна останавливающегося поезда. Ага! Вот они! Подбежал, выхватил сумку из рук Сююмбике.

- Здравствуйте, как дела, как доехали?

Хамидулла посмотрел на Селима, на Сююмбике, вздохнул. Он знал все про этого парня, Райса пересказывала ему все любовные истории, происходящие в селе.

- Хорошо доехали, Селим. Дома как? Надеюсь, все в порядке?

- Все хорошо, Хамидулла- абзый. Ничего такого без тебя не произошло.

Сююмбике усадили спиной к лошади, накинув на нее теплый тулуп. Селим намотал ей на голову большую клетчатую шаль с кистями так, что остались открытыми только глаза.

- Платок Сания дала, потом ей вернешь, ладно?

Сююмбике молча кивнула. Она не стала спрашивать, чей тулуп, она знала чей. Его.

Ехали долго. Девушка совсем не замерзла, ей тепло. Она то смотрела на дома в деревнях, которые они проезжали, то на небо, но ни разу не посмотрела на Селима. Он же, как не боролся с собой, то и дело засматривался на глаза Сююмбике, которые никак не мог забыть.

Хамидулла видел все это. Так и чесались руки дать хорошего подзатыльника этому недотепе. Не представляет он, какой длинной и тоскливой покажется жизнь с нелюбимой женой. Самое обидное, был у парня выбор. Сам упустил свое счастье, теперь нечего на девушку пялиться.

Так и доехали до села. Хамидулла слез с саней, прошелся немного пешком, разминая затекшие ноги.

- Селим, сворачивай в переулок, сначала Сююмбике завезем, потом меня отвезешь. Как бы она совсем не замерзла.

Дети встретили Сююмбике прямо у порога, словно тут и стояли все то время, пока она отсутствовала. Сайда с визгом кинулась на шею сестре, Рафагат уткнулся лбом ей в бок. Ризван засмеялся

- Ну, что вы делаете? Отпустите апай, дайте ей раздеться.

Тихонечко оттолкнув ребятишек, парень размотал на сестре шаль, помог снять пальто. Сююмбике только что не плакала. Милые, милые, родные, самые любимые! Чувство такое, что она не была дома долгое время, так сильно она соскучилась по детям.

Нужно было уехать на три дня, чтобы увидеть их заново. Какие они у нее взрослые. Ризван уже выше нее ростом, Сайда стала настоящей красавицей. Эти двое особенно радуют ее. Высокие, тонкокостные, похожие на папу. Только Ризван кареглазый, как отец, Сайда синеглазая, как мама.

Учатся на отлично. У них много друзей. Нет концерта или какого-нибудь мероприятия, где бы они не принимали участие. За это Сююмбике особенно благодарна директору школы. Хотя детей не приняли в пионеры, затем и в комсомол, он не позволил отстранить Ризвана и Сайду от школьной жизни.

Дети, народ жестокий, бывает, что укорят тем, что их отец «сидит», но у ребят есть от этой обиды прививка. Сююмбике раз и навсегда объяснила им, что папу арестовали по ошибке. Ведь никто не пришел и не сказал, за что его посадили, письма никакого не было, значит пока разбираются.

Народу много арестовано, когда дойдет очередь до нашего папы, кому нужно, разберутся и его освободят. Пока спорить и доказывать ничего не надо. Просто разворачиваетесь и уходите.

Сююмбике прошла в комнату и села на свою кровать. Дети обступили ее с двух сторон.

- Ризван, неси сумку. Махмут вам подарки прислал, давайте, посмотрим!

Первым делом она достала большой круглый сверток. Медленно развернула, а там! Огромный, блестящий синий мяч.

- Рафагат, это тебе брат послал, он очень-очень по тебе соскучился. Сказал, что любит тебя.

Мальчик смотрел на игрушку огромными глазищами, словно не веря себе. Потом протянул руки и взял это чудо. Никогда у него не было такого мяча. Его старый мячик прохудился и сдулся, о чем он сильно горевал. Взяв мяч, Рафагат сел на пол около окна, положил около себя.

Ой, как беспокоил младшенький Сююмбике! Старшие учились на отлично, много читали, рисовали. Этому ничего не интересно. Учится ни шатко, ни валко, читать не любит, рисует и то редко. Как сильно обрадовался подарку и сразу сник. Может поздно ему мяч пинать? Нет вроде, мальчишки и девчонки, его ровесники, с самодельными мячами играют.

Сайде досталась ярко-алая атласная лента. Ох и кокетка растет. Немедленно пошла прилаживать так и эдак ленточку, прикидывать, какой длины отрезать.

- Апай, это мне Махмут сам покупал? Как он догадался, что я так люблю алый цвет?

- Как, как? Он же твой старший брат, он все про тебя знает.

- Вот спасибочки! Апай, можно завтра же я ленту вплету? Или оставить до праздника, как ты думаешь?

- Ну, один день поноси, потом сложишь в свой чемодан до праздников. Ризван, тебе брат подобрал вот эту книжку. Она на русском языке. Сказал, чтобы ты больше читал. В городе без знания языка тяжеловато.

Ризван осторожно взял книжку, благодарно улыбнулся. Брат Махмут и его не забыл.

Наконец, Сююмбике достала краски, карандаши, альбомы.

- Этот подарок от меня. Рисуйте, сколько хотите.

Этому подарку дети обрадовались больше всего. Бумаги у них очень мало. Рисуют на чем попало. Сююмбике даже разрешила оторвать фанеру со шкафа, стоящего в холодной половине. А тут каждому по альбому!

Сестра, глядя на детей, радовалась больше них. Какие они славные и талантливые. Как она благодарна Хамидулле-абзый, что он не позволил забрать у нее ребят, и за то, что он им так помогает. Только бы все обошлось с Махмутом! А ведь еще придется просить за Ризвана. Ему на следующий год тоже нужны документы. Ладно, будет день, будет пища.

- Ребята, Рафагат! Разве вы не хотите попробовать сладости, которые вам привезла ваша сестра? Сайда, ставь чайник.

Сююмбике достала из шкафа тарелки. Выложила халву порезала ее на мелкие кусочки. В другую тарелку насыпала конфет в ярких красочных обертках.

Расселись вокруг стола. Одно место пустовало. Сайда посмотрела на сестру

- Апай, Махмут, наверно, очень скучает? У него тяжелая работа?

- Скучает. Работа у него интересная. Он продает красивые журналы и газеты, поэтому знает все новости. Давайте, ребята, пить чай.

Начало читайте здесь: Глава 1.

Продолжение читайте здесь: Глава 31.