Найти в Дзене
НЭБ

Мы. Сквозь стекло

Роман Евгения Замятина «Мы» — одна из первых русских антиутопий, и многие её предсказания сбылись раньше намеченного автором срока: тоталитарные диктатуры, подозрительно похожие на описанное автором государство, начали появляться в Европе, а затем и в Азии всего через пару десятилетий после выхода романа.

Это произведение о воображаемом обществе будущего — «государстве всеобщего равенства». В романе писатель угадал черты тоталитарных идеологий XX века и заложил основы жанра антиутопии.

Видеонаблюдение
Видеонаблюдение

В XXVI веке на территории бывшей России построено Единое Государство всеобщего равенства. Люди с номерами вместо имён живут в городе из стекла, они одеты в одинаковые голубые униформы, синхронно просыпаются, глотают нефтяную пищу и единогласно избирают одного и того же Благодетеля. Любое отступление от идеального миропорядка карается смертью.

Евгений Замятин — писатель по призванию, инженер-кораблестроитель по профессии. В юности увлекался социалистическими идеями и даже успел вступить в 1905-м в партию большевиков. Замятин входит в литературу ещё до революции. Его первые работы получили высокую оценку Горького: он замечает, что Замятин пытается писать «как европеец», изящно и остро — но в лучших своих работах говорит по-русски, «с тоской и криком». Перед революцией Замятин уезжает в Англию, где руководит постройкой ледоколов, но потом спешно возвращается на родину, чтобы стать свидетелем исторических событий — многое из пережитого и увиденного легло в основу романа «Мы».

1. Е. И. Замятин. Портрет работы Кустодиева, 1923 г. 2. Иллюстрация к роману Е. И. Замятина «Мы»
1. Е. И. Замятин. Портрет работы Кустодиева, 1923 г. 2. Иллюстрация к роману Е. И. Замятина «Мы»

Этот роман, законченный в 1921 году, было невозможно напечатать в Советской России: цензура увидела в нём сатиру на новый большевистский режим. Поэтому «Мы» издаётся в переводах в Америке и Европе, после чего советская печать начинает травить Замятина, тот просит Сталина разрешить ему выехать за границу и в 1931 году получает согласие. Писатель умирает в 1937 году в Париже в полной нищете.

Замятин в разное время указывал разные годы работы над романом — от 1917-го до 1922-го. Друзья писателя, впрочем, вспоминают, что в 1921 году текст книги был практически закончен. Впервые «Мы» выходит в свет в английском переводе — в 1924 году в Нью-Йорке. По-русски роман издается лишь в 1927-м пражским журналом «Воля России» — без ведома и согласия автора, в сокращённом варианте и в обратном переводе с чешского языка.

1. Е. И. Замятин, фото А. Короленко, 1931 г. 2. Обложка романа Е. Замятина «Мы», 2020 г.
1. Е. И. Замятин, фото А. Короленко, 1931 г. 2. Обложка романа Е. Замятина «Мы», 2020 г.

Первые читатели романа увидели в нём злую сатиру на большевистский строй. На самом деле задача, которую ставит перед собой Замятин, гораздо шире: он проверяет в романе, возможно ли сконструировать на рациональных основаниях общество, где все люди будут счастливы. Писатель ставит эксперимент — создаёт сферический коммунизм в вакууме и смотрит, что из этого получается. И речь здесь не только о Советской России, но и о любой цивилизации, которой управляют машины: сам Замятин видел в своей антиутопии параллели с американскими заводами Форда, где люди фактически становятся деталями огромного конвейера. А мы сегодня, наверное, могли бы увидеть в этом романе параллели с наступлением эпохи искусственного интеллекта, больших данных и цифровых устройств, собирающих информацию о нашей частной жизни.

1. Кит Расселл. Иллюстрации к «Мы» для издательства The Folio Soclety, 2018 г. 2. Яков Черников. Химзавод. Композиция на тему «Завод серной кислоты». Из книги «Основы современной архитектуры», 1931 г.
1. Кит Расселл. Иллюстрации к «Мы» для издательства The Folio Soclety, 2018 г. 2. Яков Черников. Химзавод. Композиция на тему «Завод серной кислоты». Из книги «Основы современной архитектуры», 1931 г.

Замятин фактически создал новый жанр и повлиял на все будущие западные антиутопии — такие как «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Оруэлл писал в рецензии на «Мы»: «Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация».

Евгений Замятин говорил: «Д-503 (и другие мои антигерои) — это я». «Мы» — в каком-то смысле проверка на прочность собственных идеалов и история разочарования в них: большевик в прошлом, писатель после Октябрьской революции оказался в конфликте с властью большевиков. Как и Д-503, он оказался перед выбором: подчиниться государственной идеологии, отречься от свободы творчества, «хирургически удалить себе фантазию» или эмигрировать — как его «нумер», мечтающий бежать за Зелёную Стену. Рациональный склад ума у Д-503 — тоже от автора, чей «инженерный» подход к прозе с похвалой или упрёком отмечали современники. Художник Владимир Милашевский писал о Замятине: «По всей чёткости своего существа он сродни с щелчком логарифмической линейки, арифмометра». Внешний облик писателя Милашевский называл «дифференциальным и интегральным».

1. Обложка к роману Е. Замятина «Мы». 2. Иллюстрация к произведению Е. Замятина «Мы»
1. Обложка к роману Е. Замятина «Мы». 2. Иллюстрация к произведению Е. Замятина «Мы»

Замятин довольно точно угадал многие черты будущих тоталитарных государств. В сцене праздника Правосудия — публичной казни, которую предваряют казённые славословия, — можно увидеть прообраз сталинских публичных процессов. Здесь же Замятин фактически предсказал собственную травлю — появление поэтов, которые оплёвывают своих собратьев и славят репрессии. Среди других воплотившихся позднее образов — Газовый Колокол, в котором пытают нумеров при допросах: прообраз газовой камеры. Тотальная слежка, которая станет возможной благодаря новым технологиям — таким как уличная мембрана, записывающая разговоры для Хранителей. Из хорошего автор предсказал появление электрической зубной щётки.

Почаще читайте и перечитывайте книги, используя портал НЭБ и мобильное приложение «НЭБ Свет». Это — интересно! А еще — это не скучно! Надеемся, что и сайт, и приложение вам понравятся и станут вашими верными и незаменимыми помощниками. Ведь это не просто компактные библиотеки, но ваши путеводители и консультанты в литературе, музыке, киноискусстве.