Найти тему
PROШКОЛА Онлайн

Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребёнка

Оглавление

Ранние симптомы:

◆ Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников.

◆ У ребёнка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину.

◆ В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует.

Проблемы в школе:

◆ Бывает, что в домашней обстановке ребёнок всё делает хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что проблема остаётся незамеченной, а вот учиться в школе ему трудно.

◆ Освоение чтения, письма или математики – исключительно сложные процессы, возможные лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции.

◆ Без хорошей сенсорной интеграции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться с одного задания на другое

Нарушение сенсорной интеграции у каждого ребёнка выражается по-своему:

◆ Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения (скажем, конфеты или звёзды), ни наказания не помогают мозгу организовать ощущения.

◆ Слова и мысли бессильны организовать работу мозга. Однако ощущения и адаптивные ответы могут это сделать и тем самым повысить самооценку.

Распространённые признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:

-2

◆ Гиперактивность или повышенная отвлекаемость

◆ Проблемы с поведением. Это гиперчувствительные дети, чьи чувства очень легко задеть. Они нередко не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.

◆ Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.

◆ Мышечный тонус и нарушение координации.

◆ У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, поэтому они быстро устают.

◆ Неспособность играть – это очень распространённый симптом нарушений сенсорной интеграции. Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно, имеет проблемы с сенсорной интеграцией.

◆ Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.

Расстройство обработки сенсорной информации (SPD) характеризуется постоянными проблемами с неврологической обработкой сенсорных стимулов. Такие проблемы могут возникать в одной или нескольких сенсорных системах. Хотя у многих людей может быть один или два симптома, расстройство обработки сенсорной информации должно оказывать явное функциональное влияние на жизнь человека.

Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции

Нарушения обработки сенсорной информации были классифицированы по трём категориям:

Сенсорная модуляция. Это сложный процесс в центральной нервной системе, с помощью которого регулируются нейронные сообщения, передающие информацию об интенсивности, частоте, продолжительности, сложности и новизне сенсорных стимулов. При расстройстве сенсорной модуляции мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации. Нарушения в сенсорной модуляции (SMD) могут быть разделены на три подтипа:

• сенсорная сверхчувствительность

• сенсорная недостаточная чувствительность

• сенсорная тяга / поиск

Сенсорно-дискриминационные расстройства включают трудности в различении и понимании ощущений, неправильную обработку сенсорной информации.

Подтипы SDD:

• визуальный

• слуховой

• тактильный

• вкусовой

• обонятельный

• вестибулярный

• проприоцептивный

Сенсорные моторные расстройства демонстрируют моторную отдачу, которая дезорганизована в результате неправильной обработки сенсорной информации, влияющей на проблемы постурального контроля, что приводит к нарушению осанки или расстройству координации развития.

Подтипы SBMD:

• диспраксия (трудности осуществления координированных и произвольных действий)

• постуральное расстройство (связанное с положением тела, подразумевающие проблемы с моделями движений, равновесием и билатеральной координацией)

-3

Еще больше о сенсорной интеграции можно узнать на нашем вебинаре:

Подробнее о вебинаре