На днях сделали пост по прицепу ИАПЗ-754В, и внезапно всплыл вопрос: «А почему такой маленький гарантийный пробег заявлен?». Так что с подачи нашего читателя Zag 96, коллеги покопались в своих залежах на тему данного творения Ирбитского автоприцепного завода и нашли-таки ответ…
Как все, или практически все, что выпускал наш автопром, ИАПЗ-754В был исследован советскими военными. Так с мая 1968 по май 1969 года, армейцы активно гоняли по полигонам четыре серийных прицепа, используя в качестве тягачей полноприводники ЗИЛ-131 и Урал-375.
К сожалению, в отчете не сказано, как именно военные испытывали прицепы, но судя по отзывам эксплуатация, была совсем не щадящей.
Для начала было раскритиковано качество сборки и регулировки прицепов – они не соответствовали ТУ. Были отмечены незатянутые гайки колес и стремянок, неотрегулированные тормоза, течь тормозной жидкости и «другие дефекты». На минутку, заводские номера прицепов начинались с цифры 128833.
А дальше пошли дорожные испытания и прицепы «посыпались». Из-за низкой прочности рамы были отмечены трещины и поломки лонжеронов, а так же трещины по сварным швам соединения нижней части рамы к пластинам, передним кронштейнам рессор, к задней поперечине и т.д.
Так же упомянута неудовлетворительная надежность дышла, выражавшаяся в поломках и деформациях балок и петель. Зафиксированы поломки коренных листов рессор и неудовлетворительная фиксация пальцев крепления рессор.
Кроме того, у прицепов самопроизвольно откручивались гайки: на поворотном круге, за 600-800 км, на креплении тормозных дисков к фланцам балок осей, через 2400-4000 км. А так же на пальцах рессор и много где еще.
В общем, список дефектов и недостатков состоял из 10 развернутых пунктов, которые требовалось устранить.
В итоге, ни о каких 25 тысячах километров гарантийного пробега речи не шло. Военные отмеряли прицепам надежную работу в пределах 10-15 тысяч километров и не более. Попутно, рекомендовалось пересмотреть периодичность проведения ТО-2, чтобы оно совпадало с таковым на автомобилях-буксировщиках.
Однако в целом прицеп ИАПЗ-754В был признан пригодным для работы в составе автопоездов с тягачами ЗИЛ-131 и Урал-375. Было определено, что коэффициент его использования при перевозке боеприпасов и продовольствия составляет 0,34-1,0, а при транспортировке горючего в резервуарах и бочках (бидонах) 075-1,0. Правда, в среднем его посчитали 0,8, а потому рекомендовали нарастить борта, чтобы использовать грузоподъемность по максимуму.
Интересно, что когда в августе 1957 года испытывались два опытных образца ИАПЗ-754В, то претензий к ним было намного меньше.
У первого образца без надставных бортов пропала одна гайка крепления колеса, был сломан упор ограничивающий поворот передней тележки и не работал стояночный тормоз.
У второго испытуемого прицепа, с надставными бортами, погнули левое перо дышла около буксирной петли (стрела прогиба 27 мм). И, так же как и в первом случае, был сломан упор ограничивающий поворот передней тележки, а стояночный тормоз опять же не работал.
Смеем предположить, что программа испытаний здесь просто была более щадящей. И наверняка где-то в недрах армейских архивов хранится материал, в котором и опытные образцы хорошенько протрясли.
В любом случае, ИАПЗ-754В активно использовались и до сих пор используются как в армии, так и «на гражданке». А значит, прицеп был не так уж и плох…
Фотографии различных прицепов и полуприцепов МАЗ можно посмотреть здесь