Найти тему
PROШКОЛА Онлайн

КАК ПРОИСХОДИТ СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ?

Оглавление

Как происходит сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция

Это неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и даёт возможность эффективно в этой среде функционировать. Она основана на неврологических принципах и обеспечивает основу для понимания участия сенсорных и моторных систем в формировании человеческого поведения. Центральная нервная система перерабатывает сенсорную информацию из всех возможных источников (осязание, вестибулярный аппарат, ощущения тела, обоняние, зрение, слух, вкус) и помогает интерпретировать её для целенаправленной деятельности.

Этот процесс состоит из нескольких этапов.

-2

Сенсорная регистрация:

◆ Происходит, когда мы впервые узнаём о сенсорном событии. Мы можем не осознавать некоторые типы сенсорной информации до тех пор, пока их интенсивность не достигнет определённого порога. Например, мы слышим какое-то жужжание, но пока что недостаточно сконцентрировались на нём, чтобы понять, что это комар.

◆ Сенсорный порог изменяется на протяжении дня. Он зависит от предыдущего сенсорного или эмоционального опыта, от уровня активности, от ситуации, в которой находится человек.

◆ Когда вы устали, крайне возбуждены или встревожены, ваш сенсорный порог снижается и вы регистрируете такую входящую сенсорную информацию, которую в другой ситуации проигнорировали бы. Вас может раздражать работающий телевизор, скрип ступеней, яркий свет или сильный аромат.

Ориентация:

◆ Сенсорная ориентация помогает обращать внимание на новую поступающую сенсорную информацию. Мы можем определить, какая сенсорная информация требует нашего внимания, а какую можно игнорировать. Если вокруг вашей головы сейчас зажужжит комар, велика вероятность, что вы отвлечётесь от чтения.

◆ Это происходит благодаря процессу сенсорной модуляции и функциям торможения и возбуждения (процессы подавления и содействия).

◆ Сенсорная модуляция происходит бессознательно и достигает результативности при сбалансированной работе процессов подавления и содействия.

Интерпретация:

◆ Наш мозг интерпретирует сенсорную информацию и описывает её качество: «я слышу жужжание комара, который приближается ко мне и может меня укусить».

◆ Способность интерпретировать сенсорную информацию помогает нам выбирать, на что реагировать, определять, есть ли для нас какая-то угроза. В процесс интерпретации вовлечены наша память, речь, эмоциональные центры. Мы сравниваем новый сенсорный опыт со старым: возможно, нас уже кусал комар, это было неприятно, теперь лучше избегать укусов.

◆ Нервная система также запрограммирована реагировать на входящую информацию, чтобы защищать нас от опасности. Процессы нервной системы, условно именуемые “бойся, беги или дерись” (FFF – fright, flight, or fight), помогают уберечь тело от потенциальной угрозы.

-3

Организация ответной реакции:

◆ Мозг определяет, необходим ли ответ на сенсорный стимул и выбирает вариант такого ответа: нужно ли прямо сейчас защищаться от комар, что лучше предпринять, чтобы избежать укуса?

◆ Ответ на стимул может быть физическим (моторным), эмоциональным или когнитивным. Исполнение (свершение) ответной реакции:

◆ Осуществление моторной, когнитивной или эмоциональной реакции на сенсорное послание является финальной стадией процесса сенсорной интеграции.

◆ Способность осуществлять адекватную ответную реакцию зависит от предыдущих компонентов и адекватности процессов моторного планирования: если ранее нам удавалось успешно отогнать или прихлопнуть комара, мы не будем излишне беспокоиться, а спокойно и эффективно исполним необходимое действие.

Адаптивный ответ

В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Но несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, дальнейшее её развитие происходит по-разному. Это зависит от взаимодействия с окружающим миром, от столкновения в детстве с различными физическими задачами и приспособленности тела и мозга к решению этих задач. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции даёт адаптивный ответ.

-4

Адаптивный ответ:

◆ Это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения.

◆ Ребёнок на слайде катает игрушку, ему нравится, как она звучит, как двигаются внутри неё шарики, он катает её по полу снова и снова. Развивается сенсорная интеграция, мышление, моторика. Мозг научается организовывать самого себя.

◆ Игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию.

◆ С развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация и становятся доступными более сложные навыки.

◆ Ребёнок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с её помощью, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями, встречающимися на пути каждого из нас.

Неэффективный адаптивный ответ

-5

Ребёнок с нарушением процесса обработки сенсорной информации:

◆ С трудом читает сигналы, поступающие из окружающей среды. Он потянул кошку за хвост, она зашипела и выгнула спину, но ребёнок не отпускает животное.

◆ Не видит общей картины и не может понять предупреждения. Ребёнок не осознаёт, что за шипением последует ответ: кошка его поцарапает.

◆ Может понять реакцию кошки, но не способен изменить своё поведение и вовремя остановиться. Он получает сенсорную информацию, но не может организовать свою правильную реакцию. Таким образом, ребёнок не отпускает хвост, даже если кошка продолжает его царапать.

Возможные результаты:

◆ Ребёнок не научится общаться с кошкой и она будет продолжать его царапать.

◆ Ребёнок будет бояться всех кошек, так как не понимает причинно-следственных связей.

◆ Ребёнок всё же научится аккуратно обращаться с животными, но это возможно только при интенсивном сознательном усилии и помощи взрослых.

Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции

Нарушения обработки сенсорной информации были классифицированы по трем категориям:

◆ Расстройства сенсорной модуляции: мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации.

◆ Сенсорно-дискриминационные расстройства: трудности в различении и понимании ощущений.

◆ Сенсорные моторные расстройства: постуральные нарушения (связанные с положением тела, подразумевающие проблемы с моделями движений, равновесием и билатеральной координацией) и диспраксия (трудности осуществления координированных и произвольных действий).

-6

Сенсорная повышенная чувствительность

-7

Ребёнок:

◆ Избегает чужих прикосновений.

◆ Не любит мыть лицо, голову.

◆ Избегает контакта с грязью, песком, не любит макать пальцы в краски, касаться клея.

◆ Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.

◆ Не уверен в себе, и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.

◆ Перевозбуждается при долгом просмотре мультфильмов, в местах скопления людей.

◆ Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом. Остро реагирует на яркий свет.

◆ Всегда встревожен и бдителен.

◆ Жёстко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды легко может подавиться.

◆ Чувствителен к запахам.

◆ Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.

Сенсорная пониженная чувствительность

-8

Ребёнок:

◆ Не осознаёт грязного лица, рук или одежды.

◆ Не стремится играть, исследовать пространство.

◆ Не реагирует на падения.

◆ Сам не начинает, но может долго кружиться без головокружения.

◆ Игнорирует визуальные стимулы, например, препятствие на пути.

◆ Игнорирует обычные звуки, но может отреагировать на громкие звуки.

◆ Может не замечать неприятных запахов.

◆ Может есть острую пищу безо всякой реакции.

Поиск сенсорных ощущений

-9

Ребёнок:

◆ Разбрасывает игрушки, прыгает по лужам.

◆ Жуёт предметы или воротник.

◆ Постоянно движется, кружится, суетится.

◆ Любит сильные объятия, таскать тяжести и прижиматься.

◆ Ищет визуальной стимуляции.

◆ Радуется громким шумам и может разговаривать кричащим голосом.

◆ Ищет сильных запахов и обнюхивает еду и предметы.

◆ Может облизывать несъедобные предметы.

◆ Может предпочитать острую или горячую пищу.

Сенсорно-дискриминационные расстройства

-10

Ребёнок:

◆ Слабо осознаёт своё тело, не может различить предметы по ощущениям.

◆ Имеет трудности с ощущением боли и температуры.

◆ Неуклюж, может сталкиваться с предметами, падать.

◆ Имеет трудности с визуальными задачами, чтением.

◆ Имеет слабые слуховые способности.

◆ Не может определить запах, вкус.

Постуральные нарушения

-11

Ребёнок:

◆ Имеет трудности с тонусом.

◆ Сутулится, имеет неуклюжую походку.

◆ Имеет трудности с переносом веса с ноги на ногу при повороте тела, ходьбе по ступенькам.

◆ Легко теряет равновесие.

◆ Может не иметь доминирующей руки.

◆ Трудности в билатеральной координации.

Диспраксия

-12

Ребёнок:

◆ Имеет трудности осуществления координированных и произвольных действий.

◆ Имеет трудности с моторным планированием.

◆ Может быть неуклюжим и неосторожным.

◆ Имеет трудности со списыванием с доски, с удержанием взгляда, с организацией рюкзака и рабочего места.

◆ Может иметь трудности с жеванием, пить через трубочку.

◆ Может иметь проблемы с артикуляцией звуков в речи.

Еще больше о сенсорной интеграции можно узнать на нашем вебинаре:

Подробнее о вебинаре