Как происходит сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция
Это неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и даёт возможность эффективно в этой среде функционировать. Она основана на неврологических принципах и обеспечивает основу для понимания участия сенсорных и моторных систем в формировании человеческого поведения. Центральная нервная система перерабатывает сенсорную информацию из всех возможных источников (осязание, вестибулярный аппарат, ощущения тела, обоняние, зрение, слух, вкус) и помогает интерпретировать её для целенаправленной деятельности.
Этот процесс состоит из нескольких этапов.
Сенсорная регистрация:
◆ Происходит, когда мы впервые узнаём о сенсорном событии. Мы можем не осознавать некоторые типы сенсорной информации до тех пор, пока их интенсивность не достигнет определённого порога. Например, мы слышим какое-то жужжание, но пока что недостаточно сконцентрировались на нём, чтобы понять, что это комар.
◆ Сенсорный порог изменяется на протяжении дня. Он зависит от предыдущего сенсорного или эмоционального опыта, от уровня активности, от ситуации, в которой находится человек.
◆ Когда вы устали, крайне возбуждены или встревожены, ваш сенсорный порог снижается и вы регистрируете такую входящую сенсорную информацию, которую в другой ситуации проигнорировали бы. Вас может раздражать работающий телевизор, скрип ступеней, яркий свет или сильный аромат.
Ориентация:
◆ Сенсорная ориентация помогает обращать внимание на новую поступающую сенсорную информацию. Мы можем определить, какая сенсорная информация требует нашего внимания, а какую можно игнорировать. Если вокруг вашей головы сейчас зажужжит комар, велика вероятность, что вы отвлечётесь от чтения.
◆ Это происходит благодаря процессу сенсорной модуляции и функциям торможения и возбуждения (процессы подавления и содействия).
◆ Сенсорная модуляция происходит бессознательно и достигает результативности при сбалансированной работе процессов подавления и содействия.
Интерпретация:
◆ Наш мозг интерпретирует сенсорную информацию и описывает её качество: «я слышу жужжание комара, который приближается ко мне и может меня укусить».
◆ Способность интерпретировать сенсорную информацию помогает нам выбирать, на что реагировать, определять, есть ли для нас какая-то угроза. В процесс интерпретации вовлечены наша память, речь, эмоциональные центры. Мы сравниваем новый сенсорный опыт со старым: возможно, нас уже кусал комар, это было неприятно, теперь лучше избегать укусов.
◆ Нервная система также запрограммирована реагировать на входящую информацию, чтобы защищать нас от опасности. Процессы нервной системы, условно именуемые “бойся, беги или дерись” (FFF – fright, flight, or fight), помогают уберечь тело от потенциальной угрозы.
Организация ответной реакции:
◆ Мозг определяет, необходим ли ответ на сенсорный стимул и выбирает вариант такого ответа: нужно ли прямо сейчас защищаться от комар, что лучше предпринять, чтобы избежать укуса?
◆ Ответ на стимул может быть физическим (моторным), эмоциональным или когнитивным. Исполнение (свершение) ответной реакции:
◆ Осуществление моторной, когнитивной или эмоциональной реакции на сенсорное послание является финальной стадией процесса сенсорной интеграции.
◆ Способность осуществлять адекватную ответную реакцию зависит от предыдущих компонентов и адекватности процессов моторного планирования: если ранее нам удавалось успешно отогнать или прихлопнуть комара, мы не будем излишне беспокоиться, а спокойно и эффективно исполним необходимое действие.
Адаптивный ответ
В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Но несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, дальнейшее её развитие происходит по-разному. Это зависит от взаимодействия с окружающим миром, от столкновения в детстве с различными физическими задачами и приспособленности тела и мозга к решению этих задач. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции даёт адаптивный ответ.
Адаптивный ответ:
◆ Это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения.
◆ Ребёнок на слайде катает игрушку, ему нравится, как она звучит, как двигаются внутри неё шарики, он катает её по полу снова и снова. Развивается сенсорная интеграция, мышление, моторика. Мозг научается организовывать самого себя.
◆ Игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию.
◆ С развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация и становятся доступными более сложные навыки.
◆ Ребёнок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с её помощью, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями, встречающимися на пути каждого из нас.
Неэффективный адаптивный ответ
Ребёнок с нарушением процесса обработки сенсорной информации:
◆ С трудом читает сигналы, поступающие из окружающей среды. Он потянул кошку за хвост, она зашипела и выгнула спину, но ребёнок не отпускает животное.
◆ Не видит общей картины и не может понять предупреждения. Ребёнок не осознаёт, что за шипением последует ответ: кошка его поцарапает.
◆ Может понять реакцию кошки, но не способен изменить своё поведение и вовремя остановиться. Он получает сенсорную информацию, но не может организовать свою правильную реакцию. Таким образом, ребёнок не отпускает хвост, даже если кошка продолжает его царапать.
Возможные результаты:
◆ Ребёнок не научится общаться с кошкой и она будет продолжать его царапать.
◆ Ребёнок будет бояться всех кошек, так как не понимает причинно-следственных связей.
◆ Ребёнок всё же научится аккуратно обращаться с животными, но это возможно только при интенсивном сознательном усилии и помощи взрослых.
Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции
Нарушения обработки сенсорной информации были классифицированы по трем категориям:
◆ Расстройства сенсорной модуляции: мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации.
◆ Сенсорно-дискриминационные расстройства: трудности в различении и понимании ощущений.
◆ Сенсорные моторные расстройства: постуральные нарушения (связанные с положением тела, подразумевающие проблемы с моделями движений, равновесием и билатеральной координацией) и диспраксия (трудности осуществления координированных и произвольных действий).
Сенсорная повышенная чувствительность
Ребёнок:
◆ Избегает чужих прикосновений.
◆ Не любит мыть лицо, голову.
◆ Избегает контакта с грязью, песком, не любит макать пальцы в краски, касаться клея.
◆ Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.
◆ Не уверен в себе, и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.
◆ Перевозбуждается при долгом просмотре мультфильмов, в местах скопления людей.
◆ Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом. Остро реагирует на яркий свет.
◆ Всегда встревожен и бдителен.
◆ Жёстко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды легко может подавиться.
◆ Чувствителен к запахам.
◆ Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.
Сенсорная пониженная чувствительность
Ребёнок:
◆ Не осознаёт грязного лица, рук или одежды.
◆ Не стремится играть, исследовать пространство.
◆ Не реагирует на падения.
◆ Сам не начинает, но может долго кружиться без головокружения.
◆ Игнорирует визуальные стимулы, например, препятствие на пути.
◆ Игнорирует обычные звуки, но может отреагировать на громкие звуки.
◆ Может не замечать неприятных запахов.
◆ Может есть острую пищу безо всякой реакции.
Поиск сенсорных ощущений
Ребёнок:
◆ Разбрасывает игрушки, прыгает по лужам.
◆ Жуёт предметы или воротник.
◆ Постоянно движется, кружится, суетится.
◆ Любит сильные объятия, таскать тяжести и прижиматься.
◆ Ищет визуальной стимуляции.
◆ Радуется громким шумам и может разговаривать кричащим голосом.
◆ Ищет сильных запахов и обнюхивает еду и предметы.
◆ Может облизывать несъедобные предметы.
◆ Может предпочитать острую или горячую пищу.
Сенсорно-дискриминационные расстройства
Ребёнок:
◆ Слабо осознаёт своё тело, не может различить предметы по ощущениям.
◆ Имеет трудности с ощущением боли и температуры.
◆ Неуклюж, может сталкиваться с предметами, падать.
◆ Имеет трудности с визуальными задачами, чтением.
◆ Имеет слабые слуховые способности.
◆ Не может определить запах, вкус.
Постуральные нарушения
Ребёнок:
◆ Имеет трудности с тонусом.
◆ Сутулится, имеет неуклюжую походку.
◆ Имеет трудности с переносом веса с ноги на ногу при повороте тела, ходьбе по ступенькам.
◆ Легко теряет равновесие.
◆ Может не иметь доминирующей руки.
◆ Трудности в билатеральной координации.
Диспраксия
Ребёнок:
◆ Имеет трудности осуществления координированных и произвольных действий.
◆ Имеет трудности с моторным планированием.
◆ Может быть неуклюжим и неосторожным.
◆ Имеет трудности со списыванием с доски, с удержанием взгляда, с организацией рюкзака и рабочего места.
◆ Может иметь трудности с жеванием, пить через трубочку.
◆ Может иметь проблемы с артикуляцией звуков в речи.