С 14 марта Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры РФ ограничил доступ к Instagram на территории России. Ограничения уже начали действовать. Постараюсь поделиться опытом, куда мигрировать после блокировок двух платформ Meta.
Для начала представлюсь. Меня зовут Михаил Докукин и я работаю в сфере PR. В 1996 году я попал в мир блогосферы через «Живой журнал». Потом небезуспешно вел аккаунты на других платформах, а мой профиль в Инстаграме дорос естественным образом до 10 000 подписчиков, а в Фейсбуке меня читали чиновники, пиарщики и бизнесмены. Хочу поделиться своими предположениями, как изменятся соцсети после 14 марта.
За горизонтом Meta
Прежде всего, надо понимать, что Фейсбук и Инстаграм – совершенно разные коммуникационные инструменты с абсолютно разной аудиторией. Facebook – прежде всего, – это сообщество по интересам, где зачастую формировалась локальная и федеральная инфоповестка, а инициировали обсуждения лидеры мнения. Сюда писали чиновники, депутаты, представители бизнеса, пиарщики, маркетологи, политики, журналисты. Бренды вели корпоративные сообщества. Facebook можно смело назвать политизированной и интеллектуальной соцсетью и каждый владелец аккаунта был среди своих и чувствовал себя как рыба в воде инициируя дискуссии и участвуя в обсуждении насущных тем.
Инстаграм был неким виртуальным посольством путешественников, брендов, представителей микробизнеса (домашние кондитеры, фотографы, бьюти-мастера, медики, психологи) продавали через эту соцсеть свои услуги, а представители инфобизнеса и «сетевики» «ловили» здесь своего клиента. Благодаря Инстаграму, на мой взгляд, появилось понятие «личный бренд» со всеми вытекающими.
Опять же, имея в подписчиках лояльную, подогретую аудиторию, можно было эффективно интегрировать в авторский контент рекламу, которая бы работала.
Лично для меня эти две соцсети никогда не были основным источником дохода, но как лидеру мнения зачастую приносили профит. Компании меня приглашали в пресс- и блог-туры, предоставляли продукцию на тест и я становился и являюсь до сих пор амбассадором федеральных и международных брендов за которые мне, как потребителю не стыдно.
Все же Фейсбуком я пользовался, прежде всего, чтобы общаться с профессиональным PR-сообществом, а зачастую инициированные мной темы становились инфоповодами для СМИ.
После блокировки часть пользователей будут сюда иногда заходить под VPN. А Facebook останется клубом для своих, но в усеченном составе.
Инстаграм для многих тоже останется, как явление Сейчас все прощаются, но большинство поставят VPN и будут продолжать постить и читать. Но уход инстаграм, как коммерческой сети - предрешен. Нельзя таргетировать рекламу.
Лично для меня блокировка этих двух соцсетей сыграет больше в плюс – сэкономит время и даст стимул развивать свои аккаунты на других платформах, но как и многие пользователи останусь и там, и там и не буду уходить, забрасывая аккаунты. Скорее, сократится регулярность публикаций и активность на них.
Миграция в рунет
Уступают ли оставшиеся на рынке соцсети ушедшим Facebook и Инстаграм– вопрос, скорее привычки. В России есть прекрасные блог-платформы – Sputnik, Яндекс.Дзен, «Живой журнал», которые в ближайшее время получат сильный стимул для развития именно авторского контента, а алгоритмы этих площадок будет рекомендовать контент по интересам другим пользователям. Таким образом, с точки зрения расширения аудитории эти площадки окажутся выигрышней тех, на которых аудитория ограничена и контент уже не может быть монетизирован.
Лично у меня был положительный опыт присутствия на этих площадках, а ежегодная аудитория читателей на том же Яндекс.Дзене не уступала в 2019 году аудитории крупных региональных СМИ. Если мы говорим о вовлеченности, то тот же «ВКонтакте» может показывать прекрасные охватные цифры, а видео на «Дзене» может быть просмотрено гораздо большим числом пользователей, нежели на YouTube.
Нельзя забывать про старые, добрые «Одноклассники». Если умело пользоваться этой соцсетью и делать прямые трансляции именно там, то получасовой эфир, благодаря алгоритмам, может собрать десятки тысяч зрителей.
Впрочем, у каждой соцсети есть свои плюсы и минусы, но главное, на мой взгляд, не бояться нового или вспомнить хорошо забытое старое.
VPN – наше все?
Я никогда не распространял запрещенный контент и всегда трепетно относился к тому, что пишу, а за то, что пользуешься заблокированной соцсетью, у нас наказания нет.
Если говорить о запрете VPN, то здесь, прежде всего, отвечают за блокировку приложений интернет-провайдеры. В моем случае просто снизится регулярность публикаций, в силу оттока пользователей «Фейсбука» и «Инстаграма».