Найти тему
От Байкала до Амура...

Подымахинский школьный музей является филиалом Музея Победы в Москве

Мэр Усть-Кутского района Сергей Анисимов вручил руководителю школьного музея с. Подымахино М.С. Яковлевой Диплом III степени Всероссийского конкурса следопытских работ «Неизвестный солдат» и Сертификат на 200 тысяч рублей. Это был очередной успех поискового отряда «Следопыт!»

Маргарита Сергеевна отметила, что краеведением в селе занимаются многие. В их числе – наш внештатный автор А.В. Антипин, который на страницах районной газеты подробно рассказал об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, о бамовцах, проживающих в сельском поселении. А В.К. Нетёсов ведёт сайт «История Приленья».

Не случайно, наш разговор с директором этой школы Л.Ф. Мантахаевой начался с разговора о школьном музее.

Школьный музей - визитная карточка сибирского села
Школьный музей - визитная карточка сибирского села

- Людмила Фёдоровна в последние годы ваш музей буквально у всех на устах. Ваши краеведы участвуют в престижных конкурсах, занимают призовые места, издают книги.

- Наш школьный музей является филиалом Музея Победы в Москве. Мы являемся почётными членами этого музея, можем представлять там свои работы, пользоваться его фондами. Отмечу, что это главный военно-исторический музей России.

В 2019 году завершился Всероссийский конкурс на лучший проект по созданию экспозиции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс был организован и проведён Российским историческим обществом при участии Музея Победы. Наш музей стал победителем в номинации «Лучший музей образовательного учреждения».

За счёт спонсоров краеведы даже выезжали на международный форум. Они активно работают с архивами, записывают воспоминания старожилов о тех, кто принимал участие в сражениях за Ленинград и Москву. Издано уже четыре книги. Ребята посетили Новгородскую и Ленинградскую области, побывали на могилах наших земляков, возложили цветы. Это было очень трогательно.

- Где находите спонсоров для издания книг?

- Обращаемся в администрацию района, в фонд Марины Седых, в Совет ветеранов. Например, выпуск книги «Наши земляки – защитники Белоруссии» оплатил общественный фонд «Великая Победа» районного Совета ветеранов. Так общими усилиями создаётся история наших героев-земляков.

Когда проходила презентация первой части книги «Ленинградский плацдарм», то некоторые жители Усть-Кута увидели там фамилии своих родственников. Например, Гера Сергеевна Нарицына нашла в ней фамилию своего отца, место его захоронения. Это для неё очень значимо.

Бессменный директор школы Людмила Фёдоровна Мантахаева - пример сельской интеллигенции
Бессменный директор школы Людмила Фёдоровна Мантахаева - пример сельской интеллигенции

- Помню, что несколько лет назад присутствовала на открытии вашего нового школьного музея. И сейчас снова побывала. Впечатляет. Человеку, даже совершенно не знакомому с историей села, открываются важные вехи его развития.

- Музей открылся 9 мая 1993 года, прошёл всероссийскую паспортизацию в 2004 году. Сначала он располагался в кабинете истории. Но так как материалов и экспонатов было много, то решили перенести их в актовый зал, где и открылся музей. Это мероприятие было приурочено к юбилею школы. Нынче в ноябре нам исполнится уже 130 лет.

Здесь хранят память о прошлом своей пионерской организации, которой 27 лет
Здесь хранят память о прошлом своей пионерской организации, которой 27 лет

Материалы о зарождении сел, которые находились вокруг Подымахино, первая церковноприходская школа, первые колхозы – это в хронологической последовательности располагается в нашем музее. Деревенский быт, утварь - всё постарались воссоздать заново. Отдельным блоком идёт «Бессмертный полк Подымахинского поселения» - материалы о наших земляках, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны.

- Знаю, что Вы, Людмила Фёдоровна, возглавляете учебное заведение с 1985 года. Расскажите о сегодняшнем дне школы, её проблемных вопросах, если таковые имеются.

- Да, я начинала работать ещё в здании старой деревянной школы, на моих глазах бамовцы и работники совхоза возводили уже это здание. С тех пор минуло уже 38 лет, многое изменилось.

Если говорить о проблемах, то главная из них – отсутствие нормального теплоснабжения. У нас только в одном кабинете зимой была нормальная температура, в остальных - 10, 12 и 17 градусов. Ставили обогреватели, пытались воду спускать, вызывали теплотехников. Они пришли к выводу, что нужно ставить насос на обратку, чтобы была нормальная циркуляция. Думаю, этим займутся уже весной.

Отдельным блоком идёт "Бессмертный полк Подымахинского поселения"
Отдельным блоком идёт "Бессмертный полк Подымахинского поселения"

Вторая проблема – кадровая. Катастрофически не хватает педагогов начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка. Учим, переучиваем своих учителей, но решить этим проблему не можем. Думаю, что Министерству образования нужно вернуться к тем старым методам, которые были в советское время, когда специалистов, окончивших учебные заведения, направляли в школы.

- Подымахинская школа имени Героя Советского Союза Антипина И.Н. всегда славилась своей пионерской организацией, ученическими производственными бригадами…

- В 1994 году мы возродили пионерскую организацию. Сейчас нам уже 27 лет. Вошли в Ассоциацию детских независимых организаций Иркутской области. Раньше у нас была мощная пионерская организация, а сегодня - три пионерских отряда и четыре октябрятских группы. Тем не менее, активно готовимся к 100-летию пионерской организации, 19 мая примем в пионеры очередную группу четвероклассников.

Наши ребята живут интересной жизнью. У нас есть ученическая производственная бригада, которой 30 с лишним лет. В связи с санитарно-эпидемиологическими условиями немножко прервался этот процесс, но намерены вернуть всё в прежнее русло. Земля у нас есть, участки сохранились. Ученики работают от центра занятости, получают заработную плату и гордятся этим.

Сельская школа имени Героя Советского Союза Антипина И.Н. славится своими традициями
Сельская школа имени Героя Советского Союза Антипина И.Н. славится своими традициями

Когда был совхоз, трудились и доярками, и трактористами. Мы живём в сельской местности и должны приучать детей работать на земле. Это нужно и для того, чтобы они возвращались после учёбы на свою малую родину.

Спасибо, что остаётесь с нами)))

Подписывайтесь на канал, пишите свои комментарии!