Найти в Дзене

Один из Пионеров Стереофонии Минск-65

Оглавление

Что мы понимаем под словом "Стерео" в современном мире? стерео система, стерео телевизор, магнитола, бумбокс, наушники и т.д. Но когда то такое понятие, как двухканальная звуковая система была не всегда.

В истоках радиопромышленности канал звука был всегда один, в общем то, и хватало, для прослушивания радиоэфира и прослушивания патефонных пластинок более чем. Но в годах этак 50-х инженер задумался: "природа дала нам два уха а не одно! так почему бы не разложить звуковой тракт на два канала?" С тех времен зародилась это направление.

Да на западе эти технологии внедрялись раньше, примерно в тех же 50-х, в нашей же стране, процесс шел несколько вяло. Виной всему, как не странно, как сейчас бы сказали "Контент" т.е. радиоприем, до укомплектования аппаратов СТЕРЕО декодеров, все равно оставался "моно", как не крути. И наша промышленность не особо рьяно выпускала стерео пластинки. В итоге аппараты, которые были в разы а то и в два дороже, тяжелее и габаритней своих монофонических собратьев, а раскрыть в полном существе все возможности аппарата попросту не представлялось возможности. Но забегая вперед отмечу что эта тенденция изменилась примерно к 80-м годам, но это несколько другая история.

И так! самая известный, стерео, первенец родной радиопромышленности- конечно радиола "Ригонда-стерео" серийный выпуск которой начался на Рижском радиозаводе им. А.С. Попова, позже НПО "Радиотехника" (RRR) с 1963 года. Но были и другие радиозаводы, и несколько иные разработки. Вот о таком вот малоизвестном пионере сегодня пойдет речь.

При первом взгляде, кажется что это какой то фрагмент от ГДР-овской, дефицитной стенки.
При первом взгляде, кажется что это какой то фрагмент от ГДР-овской, дефицитной стенки.

Подхватив идею стереофонии, Минский радиозавод ( в более ранние годы (до разоблачении культа личности) им. В. Молотова) в 1965 году на базе выпускавшейся мелкой серией стерео радиолы "Минск-63", уже серийно, начал выпуск стереофонической радиолы III класса, "Минск-65" позже, видимо для подведения к новым ТУ, и соответственно внедрению КВ диапазона, была переименована в "Минск РС-301Л". Буквенно/цифровой код можно расшифровать как: Р-радиола, С-стерео, 3- III класс, 01- первая модель, Л- ламповая элементная база. Стоит так же отметить, что все выше перечисленные стерео радиолы были оборудованы "пружинным ревербератором", который имитировал объем звука. О как!

вжуххх! крышка открывается, а за ней спрятался радиоприемник и проигрыватель.
вжуххх! крышка открывается, а за ней спрятался радиоприемник и проигрыватель.

В моем конкретном случае, это именно "Минск-65", скажем так дорестал 1966 года выпуска. Но уже с КВ диапазоном. Хотя в родных документах все так же обозначен как "Минск-65" видимо переходная модель.

-4

Аппарат для 3 класса очень огромный и тяжелый.

позаимствовал тут: http://rw6ase.narod.ru/00/rl_l/minsk65s.html
позаимствовал тут: http://rw6ase.narod.ru/00/rl_l/minsk65s.html
http://rw6ase.narod.ru/00/rl_l/minsk65s.html
http://rw6ase.narod.ru/00/rl_l/minsk65s.html

Ну и теперь, закончив с историческим разделом, проведем некоторый обзор сего необычного представителя лампового мира.

Начнем, с электропроигрывателя, да он там обычный, примитивный, так же третьего класса, с тремя скоростями, производства Могилевского электромех. завода.

ЭПУ установлено на специальном подиуме, который выдвигается за счет салазок, по аналогии с радиолой "Беларусь-101Л" так же Минского радиозавода.
ЭПУ установлено на специальном подиуме, который выдвигается за счет салазок, по аналогии с радиолой "Беларусь-101Л" так же Минского радиозавода.

Но при всей обычности базы, тонарм тут можно сказать индивидуальный и соответственно иголка звукоснимателя то же индивидуальна.

МС- вероятно означает: Медленно Стерео.
МС- вероятно означает: Медленно Стерео.
с другой стороны 78 оборотов/мин. т.е. патефонные пластинки.
с другой стороны 78 оборотов/мин. т.е. патефонные пластинки.

Если обобщить и закрыть глаза на некоторые конструктивные особенности можно сказать что эта иголка, маркировки которой я не знаю, есть древний прародитель, довольно популярной иголки звукоснимателя из 80-х: "ГЗКУ-631". Я думаю многие в курсе о чем я? ага?

Следующий этап это лицевая панель управления радиолой:

-10

Начнем по порядку, кнопка "сеть" тут самостоятельный элемент нажав на нее, шкала радиоприемника озаряется светом от лампочек подсветки, соответственно при повторном нажатии на нее же, радиола выключается. Две кнопки "Тембр",по сути "тон регистр": левая кнопка, фиксированное добавление Низких частот, или Права кнопка, фиксированное добавление Высоких частот. Одновременно нажать две кнопки нельзя, сделано это для того что при прослушивании музыки вы могли добавить низ. частот, а при прослушивании речи, соответственно добавить выс. частот. Других регуляторов тембра в данной радиоле не предусмотрено. Кнопка "Ревербер", т.е. Реверберация. Соответственно при ее нажатии в тракт звука включается блок пружинного ревера

классический пружинный ревербератор.
классический пружинный ревербератор.

И малым регулятором, над ручкой настройки, который не как не подписан, но имеет двойной функционал:

1. Управление глубиной ревербирации, т.е. сколько подмешать этого самого эффекта в тракт.

2. Регулировка баланса стереофонии.

Второй пункт, запомните, мы к нему попозже вернемся. Так вот если мы хотим включить реверб, и нажимает соответствующую клавишу, то как это не странно, тон регистр который мы обсуждали раньше, отключается, логично, что при вкл. эффекте мы не имеем не каких регулировок тембрального окраса вообще. Весьма странное решение.

Теперь вернемся к второму пункту, ну который я просил вас запомнить. "регулировка стерео базы", большая часть из нас знает этот регулятор под сухо сформулированной фразой "Баланс". В нашем случае так и есть при выключенном эффекте, мы действительно имеем возможность регулировать стерео базу. Но если в современном мире мы поворотом ручки влево или вправо мы перемещаем сигнал или в левый или соответственно в правый канал. Тут все не так, правый канал постоянно работает, а этим самым "Безымянным" регулятором мы добавляем сигнал в левый канал, создавая стереофонию. Может по тем временам это было нормально, но на сегодняшний день несколько странно.

Осталось только рассказать о регуляторе громкости- большая ручка с лева и ручке настройки- большая ручка справа. И клавишах выбора режимов работы, тут как у всех: "ЗВ"- звукосниматель, ДВ- Длинные волны, СВ-Средние волны, КВ- Короткие волны, УКВ- Ультракороткие волны.

-12

Ну и теперь погрузимся в богатый внутренний мир этого аппарата.

-13
-14
-15

Что мы тут видим, Компоновка шасси аналогична радиоле "минск-61" и скорее всего "Минск-63". Но сразу видим двух близнецов- блоки УНЧ, тут их пара, все верно, стерео же! Выходные лампы как у всех- 6П14П, а лампы предов- 6Н2П в экранирующих колпаках, видимо для отсечения паразитного самовозбуждения. Силовой трансформатор, заметно больше, естественно, на один рот больше, его то же нужно кормить. И над блоками УНЧ отдельным особняком установлен тот самый блок тон-регистра, и выключатели: сети и эффекта. ВЧ блок, конденсаторы переменной емкости и блок УКВ "ИП-2" организованы в точности как в 61 модели, т.е. в моно варианте. В нижней части корпуса расположен блок ревербирации, и по сторонам в своеобразных коробах акустические системы.

-16

История конкретно этого аппарата.

Началась она в конце лета, со мной связался человек, как позже выяснилось первый и единственный хозяин этого Минска. И предложил мне приобрести данный аппарат за вполне приемлемые на тот момент деньги, мотивируя тем что во первых Минск лет 10 как сломался и не работает, возраст хозяина уже не тот, и квартира где жил Минск в продаже, и перевозить столь огромный агрегат на новую жил площадь у первого владельца нет не какого желания. В общем я не замедлительно приобрел сей аппарат и не сколько не пожалел. Из истории могу почерпнуть что Первый владелец приобрел этот Минск в 1967 году, в магазине "радиотовары", удалось к тому моменту накопить немалые средства, и в общем то.... вот так. Служил Минск верой и правдой до 90-х годов но потом в силу смерти определенных элементов замолчал.

Когда очередь дошла до 65-ки я особо нечего нового не увидел: умер селеновый столбик "АВС", незамедлительно был заменен современным диодным мостом, как и масса бумажных, ветхих емкостей.

На этом фото уже все нестабильные элементы заменены на современные, схема отлажена, питание блоков стабилизировано. Блок УКВ ИП-2 перестроен на ФМ.
На этом фото уже все нестабильные элементы заменены на современные, схема отлажена, питание блоков стабилизировано. Блок УКВ ИП-2 перестроен на ФМ.

В принципе, я на этот интересный аппарат потратил не так уж много времени и сил, и результатом я более чем доволен. Минск снова заговорил и запел, в чем то даже лучше чем когда был новым.

на сегодняшний день Минск-65 1966 года выпуска является экспонатом моего музея

-18
-19

Вот такая вот, очередная, статья, обзор одно из моих ламповых экспонатов!

Всем доброго здравия! работы над будущими статьями продолжаются, скоро будут обновления! До свидания!