Найти тему
С книгой в обнимку

Школа как помощник в воспитании читателя

Оглавление

Любовь к чтению закладывается в детстве. Как участвовали в этой миссии советская школа и современная расскажу на примере своем и своих детей.

Я глубоко убеждена, что любовь к книге, к чтению должна прививаться в семье и с самого раннего возраста.

О том, что я делала в этом направлении, рассказывала в этой статье:

Попытка понять причины снижения интереса к чтению у современных детей здесь:

Современным молодым родителям может показаться удивительным, но в моем детстве в воспитании читателя участвовала и школа.

Уроки внеклассного чтения

Учившиеся в СССР, наверное, помнят такой предмет. Если мне не изменяет память, он был 1 раз в неделю и только в начальной школе.

Это был один из моих любимых школьных уроков. Мы рассказывали о своих любимых книгах, рисовали к ним иллюстрации, ходили в школьную библиотеку, иногда просто читали.

Вместо учебников на этом уроке были любимые книжки по своему выбору, учитель лишь задавал тему, например, русские народные сказки или книги о животных.

У моих детей такого предмета уже не было. Если в каких-то школах и есть подобное, то вне учебного плана и за расписанием, в качестве внеурочки.

Учитель, каких уже нет

О своей первой и главной учительнице Валентине Ивановне Нефёдовой могу рассказывать много, но постараюсь не съезжать с книжной темы.

Наш 1-й класс) 1 сентября 1979 года.
Наш 1-й класс) 1 сентября 1979 года.

Иногда после уроков она читала нам вслух. Это было по желанию, но оставались, насколько я помню, все. И просили: ещё один рассказ, ещё одну главу, ну, пожалуйста!

Некоторые из этих книг я покупала уже своим детям, вот самые любимые из них:

Лев Давыдычев "Лёлишна из третьего подъезда"

Это книга издательства "Нигма".

Лелишне, она же Лёля Охлопкова, 11 лет. Родители Лёли умерли, она живёт с дедушкой.

- Ты только слушайся меня, - сказала Лёлишна, - и всё будет очень замечательно!
- Ладно, - ответил дедушка, - за меня не беспокойся. Я буду вести себя очень прекрасно.

Иногда Лелишне грустно, но долго грустить нет возможности - нужно вести хозяйство, учиться, присматривать за дедушкой, кое-кого укрощать и кое-кого перевоспитывать.

Повесть добрая, смешная и очень цирковая, в ней даже некоторые слова и фразы исполняют акробатические номера. Но, как пишет автор в небольшом лирическом отступлении, книжка - это умный друг, который учит незаметно. За смехом всё серьезно.

Рекомендую от души.

Вера Чаплина "Кинули"

-4

Кинули - это львёнок, родившийся в Московском зоопарке. Мать отказалась кормить своих детёнышей (отсюда кличка - Кинули), трое малышей погибли, а самую маленькую успела забрать Вера Чаплина, работавшая тогда на площадке молодняка.

Она взяла Кинули домой, чтобы выкормить. В московскую коммуналку.)

В книге Вера Чаплина рассказывает, как везла львенка домой за пазухой, как выхаживала, выгуливала по московским улицам, об отношениях Кинули с другими животными и с соседями по коммуналке. Забавно и трогательно.

Кинули прожила в квартире год и уже взрослой вернулась в зоопарк.

Виктор Драгунский "Денискины рассказы"

Книга из домашней библиотеки
Книга из домашней библиотеки

Эта книга в представлении не нуждается. Как же мы смеялись и просили ещё хотя бы один рассказик! В компании ведь слушать ещё смешнее.

Кстати, по этой книге я делала викторину к Дню рождения автора:

А вот эти книги я брала почитать из домашней библиотеки Валентины Ивановны (мы, ученики, довольно часто бывали у неё дома). В средней школе мне очень нравилась история Древней Греции и учительница посоветовала книги Любови Воронковой о Македонском, как же я ими зачитывалась!

А что делает в этом направлении сегодняшняя школа?

Умом я понимаю, что возврат к советской школе невозможен. Что впихнуть уроки внеклассного чтения просто некуда - у детей иностранные языки со 2 класса, Основы-духовно-нравственной культуры народов России, Основы религиозных культур и светской этики. У них олимпиады, конкурсы, МЦКО, РДНР и ВПР.

-7

Понимаю, что учителя, подобные нашей Валентине Ивановне, исчезли из школ в принципе. Что никто не будет тратить на детей время, которое не оплачивается. Что у учителей свои семьи и свои заботы и давно ученики не ходят домой к учителям, а учителя - к ученикам (правда, время нашей учительницы, которое она проводила с нами сверх учебного плана, не только книжки читая, тоже не оплачивалось и тоже была своя семья, дети).

Осознаю, что если бы и не исчезли такие учителя, вряд ли кто останется после уроков слушать книжку - после основных уроков и внеурочки (которая не обязательна, но школа будет всячески убеждать в обратном) ребёнок устал сидеть на попе ровно, хочет есть, и надо бежать на кружки, и столько задано на дом...

Так что воспитание читателя остается задачей родителей. Наверное, это правильно.

Но .... вот с чем мне пришлось столкнуться буквально сегодня.

Как мы приняли участие в социологическом исследовании

Сегодня пришло сообщение в родительский чат класса:

Уважаемые родители! В рамках проведения социологического исследования по выявлению проблематики в отношении целевой аудитории в целях определения эффективности мероприятий по поддержке детского и юношеского чтения, проводимом Минпросвещения России, просим вас принять участие в коротком опросе (не более 2 минут), перейдя по ссылке...

Со второго раза уловив смысл, я порадовалась за Минпросвещение России, которое поддерживает детское и юношеское чтение и хочет знать, насколько эффективно оно это делает. И радостно перешла по ссылке, чтобы внести свой вклад в нужное дело.

Оказалось, что вопросы анкеты адресованы детям. Позвала, попросила заполнить. И, поскольку форма уже была открыта на моём компьютере, в шоке мы с ней пребывали вместе.

Спросила у учителя, кто составитель этой формы и возможно ли обратить внимание составителя на ошибки.

Мне ответили, что информация получена из Департамента образования, мои замечания учтут (когда - неизвестно, пока всё без изменений, а между тем дети должны это заполнять).

Так вот, я понимаю, нет времени, сил, желания, людей на всё то, на что в советской школе - было. Но можно потратить 2 минуты, чтобы пробежаться глазами по форме, которая направляется во все, видимо, школы области, а школы рассылают всем ученикам, а в школах Московской области их 92 тысячи? Или потратить 2 минуты, чтобы исправить ошибки, в которые тебя уже ткнули носом, чтобы хоть половина детей не увидела этого безобразия?

Не нужно никому ничего. Кое-как сляпали, не глядя, не задумываясь. Разослали тому, кто под руку подвернулся - дети, родители, какая разница? Сляпали какие-то результаты. Отчитались. И живём дальше.

Дорогие родители, читайте с детьми, прививайте им любовь к хорошим книгам! Никому, кроме нас, это не нужно.

Крик души это был.