Найти тему
СВОЛО

Кроксворд, регбус, большая промблема

Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф «В Лаборатории конструктивизма: Холодные структуры Карла Иогансона».

Этот Иогансон, из латышских стрелков, был премного недоволен советской властью. И за то, что она отступила из Латвии. И за то, что взяла курс на перемирие с капитализмом (НЭП). И за тенденцию вообще отказаться от планового хозяйства. Да чего доброго и от Мировой Революции откажется.

А у него был идеал общества, как некого продолжения военного коммунизма. Чтоб всё – по правилам, чтоб ничего случайного, не работающего на главное, никаких украшательских излишества.

«Ничего случайного, ничего неучтенного, ничего в результате слепого вкуса или эстетического произвола» (Ган).

Например, три бруса и девять натянутых тросов – и можно конструкцию переворачивать, как угодно, она не распадётся. Это и есть образ будущего идеального общества.

Иогансон. Пространственная конструкция. 1921.
Иогансон. Пространственная конструкция. 1921.

Ни в жисть бы не догадался, если б не прочитал (правда, такая жёсткость изложения – это уже от меня).

Но как глубоко зашифровано! И ведь о социальном идеале не думал. Все думы о лаконичности выявления свойств материалов в их отношении друг к другу. О жёсткости брусьев и возможности натянуть на них тросы. Об осуждении сварки как насилии над материалом. А если и думал о будущем, то тоже вещно:

«…художник хотел показать в своем произведении новые взаимосвязи и формы, каких прежде никогда не видал, но самое главное, он хотел научить людей видеть по-новому те вещи, которые пока незнакомы, но которые в будущем могли бы помочь в новом конструировании вещей: мостов, зданий, машин» (Гофф).

Или так: «Пришествие новой формы».

Ну формалист, казалось бы. А на самом деле – по пушкинскому принципу: когда потребует поэта к священной жертве Аполлон, идеал централизованного коммунизма прячется в подсознание и оттуда распоряжается руками и мыслями художника, который думает, что он – рационалист.

А дураки подхватывают это заблуждение и сотворяют слоган: конструктивизм – это рационализм.

Характерен глупый рассказ о Пикассо:

«…перевели книгу Гертруды Стайн — ту часть, где она рассказывает о Пикассо, о его молодости, о его первых работах. В этой книге есть подобный разговор. Это конец первой мировой войны. Пикассо гуляет с кем-то по Парижу и вдруг видит, как ползут танки в камуфляже — наверное, первые в те годы. Форма танка была разбита на разноцветные плоскости-круги, квадраты. "Черт возьми! Мы придумали это, вы знаете!" — сказал Пикассо своему спутнику» (Там же).

Ни две переводчицы, ни авторесса, ни сам Пикассо не поняли, что его абстракции были выражением бегства из непереносимой скуки из этого плохо-преплохо устроенного мира Порядка (со смертью во главе) в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. То есть идеал прямо противоположный централизованному коммунизму. И гордиться использованием образа этого иномирия в качестве камуфляжа для танка, т.е. с пользой в Этом мире, это доказательство того, что за 10 лет эксплуатации Пикассо своего подсознательного идеала не привели к тому, чтоб он его осознал.

Свой идеал трагического героизма* (так я могу квалифицировать недовольство НЭПом) не осознаёт и Медунецкий, он проихождения вообще из старинного дворянского рода.

Медунецкий. Пространственная конструкция. 1920.
Медунецкий. Пространственная конструкция. 1920.

Четыре предмета так заклинивают один другого, что конструкция, никак иначе не скреплённая, может как угодно быть повёрнута и не распадётся.

У Родченко целесообразность усиливалась, если получались "сборно-разборные вещи, в разобранном виде компактно-складируемые (все элементы плоскостные)." (https://cyberpedia.su/10x3f6a.html).

Родченко. Пространственная конструкция. 1918.
Родченко. Пространственная конструкция. 1918.

И что в сознании?

«Само строительство социализма, заявляют конструктивисты в своей новой программе, «должно побудить группу к переходу от экспериментальной деятельности, оторванной от жизни, к опыту, имеющему реальную основу»» (Там же).

Ну! Диссиденты, а понимают себя как сторонники!

Фантастика!

А Маяковский, хоть имел противоположный централизованному коммунизму подсознательный идеал (идеал федерации федераций малых коллективов, т. е. анархии), с уважением относился к этой группе скульпторов, т.к. имел общее с ними формалистское настроение – ценна «текстовая» новизна (направленность на производство {рубилами по камню и стеками по глине – это не производственная, а духовная деятельность}).

Поэтому он вместе с Родченко (см. тут) принялся работать в рекламе продукции национализированных предприятий, и делали они это вполне искренне, ибо подсознательное издевательство на централизмом Родченко не открывалось и не открылось, а Маяковскому – тоже (когда открылось – он застрелился).

.

Отвлечение по поводу «Ничего случайного»

Мой лучший товарищ был талантливым изобретателем. В мой прибор (я был по конструкторской части его замом главного конструктора-радиста) товарищ сделал шкальное устройство (дело было давно, с тех пор эту функцию стали исполнять тоже электронно). И вот это устройство шумело. И надо было уменьшить шум. И он мучался: плохо удавалось. Он пробовал всё новые варианты. Я их уже забыл. Помню только одно его замечание: «Если представить, что враги выкрадут этот прибор и захотят его повторить, они будут ломать себе голову, зачем тут вот это». То, что глушило звук при движении шкального указателя. – «Ничего случайного»

13 марта 2022 г.

*- А трагического ли героизма это идеал. Уж больно радикально отличие изображённого от натуроподобия. Вон, у Высоцкого был такой идеал. Так он только до крайней степени голос доводил до искажения сравнительно с тем, что обычно считается хорошим голосом.

- Пожалуй, правда. Это, наверно, идеал благого для всех сверхбудущего, маньеризм такой, а можно – вид экспрессионизма, в отличие от обычного экспрессионизма, не ужасностями действительности оперирующий (путём крайнего корёжения натуроподобия), а оперирующий прекрасностями.

15.03.2022.