Признаюсь, я не отношу себя к поклонникам детективного жанра. Во-первых, от обилия детективов на полках книжных магазинов сейчас рябит в глазах, и уже перестаешь различать фамилии авторов криминальных историй, в чем-то очень похожих друг на друга. Во-вторых, на чтение развлекательной литературы (а к ней можно отнести почти все детективы) у меня попросту нет времени, и знакомлюсь с детективными изданиями я разве что на отдыхе или в дороге, если появляется такое желание.
Иное дело – произведения Аллы Докучаевой. Ее остросюжетные, полные психологизма и жизненной достоверности повести и рассказы увлекают даже закоренелых скептиков, не проявляющих особого интереса к отечественному детективу. Тут можно вспомнить многие книги Докучаевой, имеющие отношение к детективному жанру: «Убийство в реликтовой роще» (1991), «Тайны старого дома» (1993), «Знаки любви» (1996), «Современный детектив» (2000), «Яд “Маскарада”» (2005), недавно опубликованную в «Бельских просторах» повесть «Диадема для царицы» и другие ее произведения.
Особняком стоит научно – фантастический роман «Суд божий», написанный Аллой Докучаевой в соавторстве с супругом Семеном Шапиро и впервые изданный в 2007 году в Москве. Тираж был настолько мал, что до уфимского читателя он просто не дошел. Поэтому не терпелось поскорее увидеть этот роман на полках книжных магазинов Уфы. И, наверное, не случайно «Суд божий» вышел в Башкирском издательстве «Китап» именно в Год литературы.
Лично я считаю роман Аллы Докучаевой и Семена Шапиро одним из лучших образцов научно-фантастической литературы с элементами крутого детектива. Здесь есть все: удивительные открытия и загадки человеческой души, таинственные явления и научные гипотезы, невероятное коварство с массой интриг и справедливое возмездие, настигшее отрицательных героев. Светлые, благородные чувства и горькие разочарования. Настоящая, всепоглощающая любовь и подлость, замешанная на злобе и зависти к чужому таланту.
В центре повествования двое молодых ученых – Сергей Осокин и Натэлла Геворкян. Они заняты разработкой прибора, который может расшифровывать информацию о мыслях и чувствах всех живших и ныне живущих людей, и находятся эти сведения в особой зоне земного поля. Этот прибор может воссоздать, то есть показать как в видеофильме, события далекого и недавнего прошлого. Сергею и Натэлле их изобретение нужно не ради славы и амбиций, а для того, чтобы раскрыть тайну гибели геологической экспедиции, возглавляемой матерью Сергея – талантливым ученым, нашедшим месторождение алмазов в глухой сибирской тайге. Погубил ее и затем присвоил результаты ее научных изысканий псевдоакадемик Маркелов, ставший впоследствии опекуном Сергея.
Конечно, молодой паре приходится преодолеть массу препятствий и испытаний, прежде чем они изобретут свой чудо-прибор. В начале они даже соглашаются работать в сомнительной компании «новых русских», чтобы раздобыть необходимые средства на изготовление прибора. Потом с его помощью разоблачают мошенников и преступников, рискуя собственной жизнью (события в романе происходят в лихие 90-е). Когда же выясняется, кто был истинным виновником трагического происшествия в тайге, прибор неожиданно выходит из строя. И это не случайность: авторы романа придумали единственно верный ход, ведь еще не пришло время для пользования такими приборами, поскольку «чтение мыслей», моделирование прошедших событий может применяться как во благо, так и в совершенно противоположных целях.
Эпиграфом к роману взяты строки известнейшего стихотворения Михаила Лермонтова «Смерть поэта»:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Эти слова великого поэта-провидца как нельзя лучше выражают суть произведения наших современников, их веру в справедливость, их гражданскую позицию и нравственную устремленность.
Безусловно, творческий дуэт супругов оказался очень удачным и плодотворным. Семен Валентинович Шапиро – физик по образованию, поэтому он «отвечал» за точность в терминологии и описании геофизических процессов. К тому же профессор Шапиро хорошо знает научный мир, обстановку исследовательских лабораторий, непростые взаимоотношения в коллективах НИИ, прекрасно разбирается в современных информационных технологиях, что нашло яркое отражение на страницах романа.
Алла Анатольевна Докучаева – признанный мастер остросюжетных историй, человек с безупречным литературным стилем и богатым воображением. Вот что она рассказала о своей работе с супругом:
– Выпустить совместно подготовленную книгу мы задумали давно, но раньше на это не хватало ни времени, ни сил. Дело в том, что профессор Шапиро, автор многих научных трудов, прекрасно владеет художественным словом. Он придумал научно-фантастический сюжет, вместе мы проработали детали и образы героев. И получилась, по отзывам читателей, вполне приличная вещь. Над ней мы трудились около года. Каждый садился писать в свободное от основной работы время.
Наш разговор состоялся еще до выхода книги в издательстве «Китап». Чтобы я получила наглядное представление о ней, мне показали московское издание – толстый фолиант в зеленой коленкоровой обложке. И даже дали почитать. Так вот, в новом оформлении, в красивом переплете с картинками «Суд божий» выглядит гораздо симпатичней. Разумеется, это заслуга издательства «Китап» имени Зайнаб Биишевой, ее художественного редактора.
Нельзя не отметить и то, что книга была серьезно переработана: из нее исключены излишние научные подробности и описания, более доступным языком излагаются сложные понятия. От этого роман только выиграл.
Бестселлер Докучаевой и Шапиро можно приобрести в фирменном магазине издательства «Китап». Уверяю, что не пожалеете! «Суд божий» – это уникальное произведение, которое еще найдет своего почитателя и исследователя.
Любовь КОЛОКОЛОВА
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!