Найти в Дзене

Стальные крепости кайзера: германские бронепоезда 1914-1918 годов

Приветствую вас друзья! Впервые германской, а вернее тогда ещё прусской армии, довелось познакомиться с бронепоездами при осаде Парижа во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов.

В конце 1899 года, по предложению и за счет средств Генерального штаба, был построен прототип бронепоезда на заводе Грузона в Магдебурге, который был испытан пробегом на линии Берлин-Кунерсдорф.

В 1904 году для подавления восстания племени гереро в немецкой Юго-Западной Африке был построен узкоколейный бронепоезд. Под руководством лейтенанта Бюлова поезд был бронирован на станции Вальдау с листами гофрированного железа и мешками, наполненными землей. Помимо бронированного паровоза поезд включал пассажирский вагон в качестве штабного вагона, три вагона для экипажа, три багажных вагона и три грузовых вагона, в которые были погружены лошади. Вооружение состояло из 37-мм револьверной пушкой из десантного отряда канонерской лодки "Хабихт", а также личного оружия солдат и офицеров.

Изучив свой и зарубежный опыт использования бронированных железнодорожных составов, особенно времен англо-бурской войны, немцы решили подойти к вопросу строительства бронепоездов организованно и централизованно. В 1910 году было принято решение о строительстве бронепоездов (PanzerZug) на случай военных действий и разработаны инструкции для их службы. Основываясь на наблюдениях графа фон Шлиффен, который изучал англо-бурскую войну, Высшее командование армии разместило заказы на тридцать два бронепоезда. Однако финансовая ситуация в том году вынудила их сократить заказ всего до четырнадцати. К началу войны маневры, проведенные с первыми поездами, дали некоторое представление об их ценности. Стандартный состав каждого поезда был следующим:

  • бронированный паровоз, расположенный по центру, как правило, класса T 9.3, но также прусского класса G 7.1 или класса T.3
  • двенадцать вагонов, защищенных от огня из стрелкового оружия.

Для бронепоездов ставились следующие тактические задачи: защита важных железнодорожных линий, их сооружений и узлов во время мобилизации, развертывания основных сил и их продвижения, восстановления железнодорожных линий или обеспечения прикрытия для таких работ, поддержки подразделений войск и захвата важных объектов на железнодорожных линиях в расположении противника. Для прорыва укрепленной неприятельской обороны они изначально не были предназначены.

Поезда должны были быть приведены в боевую готовность за двадцать четыре часа. Экипажи формировались из железнодорожников и солдат регулярной армии численностью до роты со штатным личным стрелковым оружием и четырьмя пулеметами MG.08.

Бронирование паровоза состояло из листов толщиной 5 и 10 мм, с двойными стенками по бокам с 8-сантиметровым зазором. Бронирование закрывало только с бортов паровой котел и кабину. Последняя имела броню и сверху. Также горизонтальное бронирование из одной или нескольких плит имели угольный и водяной резервуары.В кабину можно было попасть через сдвижные двери. Для защиты цилиндров паровой машины и колесных пар, служили 10-миллиметровые плиты, прикрепленные к защитному кожуху и соединенные натяжными стержнями.

Бронепаровоз T 9.3 - основной тип бронированного локомотива кайзеровских бронепоездов.
Бронепаровоз T 9.3 - основной тип бронированного локомотива кайзеровских бронепоездов.

Для создания бронированных вагонов использовались открытые угольные вагоны Ork(u) с железными стенками толщиной 5 мм, либо типа Koenigshuette (20-тонный вместимость, общая длина 17,5 м без, 8 м с тормозным фургоном, основание оси 3,6 метра, высота боковины 150 см), или изготовленные по стандарту II dl или обобщенной конструкции A 6 (грузоподъемность 15 тонн, общая длина 6,6 или 7,3 м, основание оси 3 или 3,3 метра, без тормозов или с тормозами, высота боковины 125 см). За металлической стенкой с зазором 16 см, устанавливалась деревянная стенка из досок толщиной 3 см, а пространство между ними заполнялось гравием. В средней части вагона были вырезаны двери, которые были защищены 10-миллиметровыми бронелистами. Вдоль боковых стенок в качестве дополнительной защиты размещались мешки с песком. Экипаж размещался на складных скамейках. Колесные пары и тормозные площадки, имевшиеся на первом и последнем вагонах прикрывались бронелистами 10-миллиметровой толщины.

Схема типового пехотного броневагона. Видны укладки мешков с песком в качестве дополнительной защиты и брезентовый тент вместо крыши.
Схема типового пехотного броневагона. Видны укладки мешков с песком в качестве дополнительной защиты и брезентовый тент вместо крыши.

Для командира поезда на одном из вагонов была предусмотрена круглая смотровая башенка из 4-мм крупповской стали с чугунным верхом. Три ее опоры привинчивались к полу вагона. В башенке на высоте двух метров было прорезано восемь смотровых щелей длиной 120 мм, высотой 25 мм.

Из средств связи на бронепоездах были первоначально предусмотрены только переговорные трубы и звонковая сигнализация. В последствие часть бронепоездов была оборудована телефонной связь

Использование телефона на одном из германских бронепоездов. Судя по командирской башенке офицер который держит трубку и есть командир бронепоезда. Обращает внимание отсутствие крыши у вагона - вместо нее только брезентовый тент от непогоды.
Использование телефона на одном из германских бронепоездов. Судя по командирской башенке офицер который держит трубку и есть командир бронепоезда. Обращает внимание отсутствие крыши у вагона - вместо нее только брезентовый тент от непогоды.

По принятым нормативам холодный, остановленный поезд может быть готов к отправке в течение трех часов, в то время как паровоз под паром мог быть готов через полчаса. Назначенные скорости были: маршевые (локомотив во главе поезда) 60 км/ч на основных линиях, 30 км/ч на вспомогательных линиях, в бою (локомотив в середине поезда) обычно 25 км/ч, но эти стандарты могли быть увеличены в действии до пределов технической безопасности, в зависимости от конкретных условий. Запас воды обеспечивал дальность действия в 100 км, а угля до 250 км. После 1500 км, локомотив должен был пройти техническое обслуживание, так называемую "промывку", в железнодорожной мастерской.

Прусский паровоз G 7.1 также применялся в качестве движущей силы бронепоездов, особенно на Восточном фронте где расстояния были весьма велики.
Прусский паровоз G 7.1 также применялся в качестве движущей силы бронепоездов, особенно на Восточном фронте где расстояния были весьма велики.

В первых боях в бронепоездах, построенных по программе 1910 года, проявился ряд недостатков. Бронирование было недостаточным. Вооружение из четырех пулеметов и личного оружия солдат и офицеров команды было откровенно слабым. Негативно сказывалось также отсутствие крыш у вагонов, системы внутренней связи и освещения. В состав каждого бронепоезда вместо нескольких пехотных броневагонов вводятся артиллерийские бронеплощадки двух типов.

Схемы артиллерийских бронеплощадок германских бронепоездов. Вверху с кареткой  Шумана с 53-мм пушкой L/24, внизу т.н. "собачья будка", вооружавшаяся уже более серьезными орудиями калибра 76-77 мм.
Схемы артиллерийских бронеплощадок германских бронепоездов. Вверху с кареткой Шумана с 53-мм пушкой L/24, внизу т.н. "собачья будка", вооружавшаяся уже более серьезными орудиями калибра 76-77 мм.

Первый тип, основан на том же угольном вагоне Omk (u), но имел плоскую крышу. В середине вагона установлена бронированная поворотная башня (фирмы Gruson) с 5,3-см пушкой. Эта установка, известная под обозначением 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson или "каретка Шумана" была разработана в 1880 году майором инженерных войск Максимилианом Шуманом для использования в крепостной артиллерии. Она имела небольшой вес и могла перевозиться на конной тяге на колесном лафете или на роликах по рельсам. Бронированный купол, с пушкой поворачивался на 360 градусов за 15 секунд с помощью маховика с регулировочным тормозом. В вертикальной плоскости орудие могло наводиться в -5°...+10°. Максимальная дальность его стрельбы достигала трех километров. В башне размещались два человека - наводчик и заряжающий. Для использования в бронепоездах ролики были сняты, и основание было прочно прикреплено к полу вагона угловыми скобами или на пьедестале соответствующей высоты, так что торчал только бронированный купол. Толщина брони купола достигала 40 мм, в то время как цилиндрическое основание имело толщину брони 10 мм.Нижняя часть была за защитой стен бронированного вагона.

Каретка Шумана: схема устройства  и варианты установок для транспортировки на колесном лафете и на роликах по рельсам.
Каретка Шумана: схема устройства и варианты установок для транспортировки на колесном лафете и на роликах по рельсам.

Второй тип был сделан на основе открытой платформы Omk – на ней была смонтирована вращающаяся башня прямоугольной формы, в которой на штатном колесном лафете устанавливалась трофейная российская 76,2-мм пушка образца 1902 года. Вращение башни осуществлялось с помощью двух маховиков и зубчатого механизма.За характерный внешний вид двухскатной крыши орудийная башня получила прозвище «собачья будка».

На некоторых бронепоездах устанавливались 37-мм револьверные пушки Гочкиса, из запасов крепостной артиллерии, и 37-мм автоматические пушки Максима позаимствованные у военно-морского флота.

Головной вагон бронепоезда PZ III после перестройки. Внизу каземат с 37 -мм пушкой . На его крыше установлен дополнительный пулемет MG.08 для стрельбы по воздушным целям. Амбразура орудия могла закрываться сдвижными бронелистами.
Головной вагон бронепоезда PZ III после перестройки. Внизу каземат с 37 -мм пушкой . На его крыше установлен дополнительный пулемет MG.08 для стрельбы по воздушным целям. Амбразура орудия могла закрываться сдвижными бронелистами.

Пехотные вагоны также подверглись модернизации. Была установлена двухскатная крыша. Между верхним краем стенки вагона и крышей находился ряд бойниц. Давала ли крыша защиту от чего-то серьезнее дождя не ясно, т.к. на всех фотографиях видно, что она выполнена на деревянной основе. Впрочем есть фото усовершенствованного пехотного вагона и с металлической крышей и без защиты из мешков с песком.

Усовершенствованные пехотный и артиллерийский вагоны. У обоих металлическая крыша, мешки с песком отсутствуют. Бронекаретка Шумана смещена к оконечности вагона.
Усовершенствованные пехотный и артиллерийский вагоны. У обоих металлическая крыша, мешки с песком отсутствуют. Бронекаретка Шумана смещена к оконечности вагона.

Поскольку набиравшая силу военная авиация становилась все более серьезной угрозой было принято решение для защиты транспортных поездов от воздушных атак с 1916 года ряд вагонов были временно бронированы и вооружены пулеметами MG.08, приспособленными для стрельбы по воздушным целям. Это были трехосные вагоны, покрытые снаружи деревом, половина каждого из которых оснащена бруствером, окружающим платформу, на которой был установлен пулемет. Всего в мастерских Монса и Шаебрика было оборудовано около тридцати подобных вагонов ПВО. Практически в конце войны появились и платформы с установленными на них зенитными пушками.

Слева  - общий вид зенитного вагон, на котором хорошо видна его наружная деревянная обшивка. Справа площадка с установленным на ней пулеметом MG.08 на станке для стрельбы по воздушным целям.
Слева - общий вид зенитного вагон, на котором хорошо видна его наружная деревянная обшивка. Справа площадка с установленным на ней пулеметом MG.08 на станке для стрельбы по воздушным целям.

Информация о действиях немецких бронепоездов в Первой мировой войне скудна и разрозненна. Отчасти это объясняется утратой многих архивных документов, относящихся к периоду Первой мировой войны. К моменту начала мобилизации 1 августа 1914 года Верховное командование армии (OHL) могло использовать девять бронепоездов в течение 24 часов. По крайней мере, один из них PZ III был готов к действию еще быстрее, поскольку он выдвинулся из Трира и в ночь с 1 на 2 августа 1914 года принял участие в первой акции начала Первой мировой войны, оккупации Великого герцогства Люксембург.

Бронепоезд PZ III в Лилле, декабрь 1914 года.
Бронепоезд PZ III в Лилле, декабрь 1914 года.

При продвижении через Бельгию они с некоторым успехом использовались в разведывательных рейдах и для мобильной поддержки открытого правого фланга наступающей немецкой армии. Кроме того бронепоезда выполняли задачи по обеспечению собственных коммуникаций и ремонтных и работ на железнодорожных линиях. Для борьбы с бельгийскими партизанами в течение нескольких недель в сентябре 1914 года в составе большого отряда действовал один бронепоезд в районе Брейн-ле-Конт- Суаньи-Энгьен-Ат-Турне.

Известно, что один из бронепоездов в середине сентября обеспечивал железнодорожное сообщение южнее Лаона. В Эльзасе, успешная контратака 10 августа 1914 года против французов, которые продвинулись от Бельфора через Бургундские Ворота и заняли Мюльхаузен, была поддержана по меньшей мере двумя бронепоездами. Еще один бронепоезд обеспечивал продвижение 6-й армии к Люневилю. 20 февраля 1915 года бронепоезд, двигавшийся из Мюнстера, обстрелял французские позиции в Саттеле, в Вогезах, недалеко от Штоссвайера и Ампферсбаха. Есть сведения о применении бронепоездов в неудавшейся атаке под Лангемарком в конце октября 1914 года. В последствие война приобрела позиционный характер и поле деятельности для немецких бепо сузилось до охраны коммуникаций и обеспечения перевозок.

Один из бронепоездов в начальном периоде первой мировой войны. Видно что в его составе помимо локомотива только пехотные вагоны, а вооружение представлено только винтовками и пулеметами.
Один из бронепоездов в начальном периоде первой мировой войны. Видно что в его составе помимо локомотива только пехотные вагоны, а вооружение представлено только винтовками и пулеметами.

На восточном фронте немецкие бронепоезда начали действовать также с самого начала войны: вели разведку позиций и передвижений русских войск, прикрывали фланги своих частей. Во время битвы при Танненберге в конце августа 1914 года бронепоезд из крепости Торн неоднократно принимал участие в оттеснении русских кавалерийских частей под Лауэнбургом и Радоском. На других позициях на восточном фронте бронепоезда также успешно выполняли поставленные задачи. С ноября 1914 по март 1915 года PZ IX находился в Тильзите; во время летнего наступления 1915 года, после того как линия была преобразована в стандартную европейскую колею, он продвинулся до Лесной, недалеко от Барановичей. В 1915 году было отмечено действие бронепоездов в боях на участке Лодзь - Варшава. После завершения маневренного периода война и на Восточном фронте приобрела позиционный характер и бронепоездам оставались только задачи по обеспечению безопасности путей или транспортировки войск и материальных средств в тыловых районах.

Действовали немецкие бронепоезда и на Балканах. В начале лета 1916 года PZ III дислоцировался в Нише; вероятно, он сопровождал продвижение немецких войск в Сербии с октября 1915 года. Позже он был заменен на PZ IV.

Ввиду застывших фронтов на Западе и Востоке и в результате ограниченные возможности использования бронепоездов, летом 1916 года было решено сократить их с тринадцати до семи, но ухудшающаяся военная обстановка поначалу не позволяла этого сделать. На сокращение повлияло, среди прочего, вступление Румынии в войну 27 августа 1916 года, что сделало необходимой поддержку австро-венгерских войск там немецкими войсками. 9 сентября PZ II и XII были переброшены с западного фронта в Румынию. Хотя никаких данных о действиях PZ II нет, PZ XII 9-10 ноября 1916 года поддержал прорыв немецких войск на перевале Красная Башня, неоднократно прорываясь через румынские позиции близ Робешти. Известно, что два бронепоезда находились на румынском театре военных действий до начала 1917 года. Ещё один "панцерцуг" PZ IV - возможно действовал в Добрудже и поддерживал продвижение болгарской армии, наступавшей из Сербии, в этот район осенью 1916 года.

Бронепоезд PZ II на румынском фронте, 1916 год. Видна установленная в первой  "собачьей будке" русская трехдюймовка.
Бронепоезд PZ II на румынском фронте, 1916 год. Видна установленная в первой "собачьей будке" русская трехдюймовка.

В перечне железнодорожных войск от конца сентября 1916 года места дислокации 13 бронепоездов указаны следующим образом: на западный фронт, PZ I и III (Лилль), PZ VIII (Седан), PZ VII (Хирсон), PZ V, VI, X, XI и XIII (Страсбург); на востоке, PZ IX в районе Ковеля, PZ II и XII в Трансильвании, PZ IV (Сербия). В течение зимнего полугодия 1916-17 годов количество бронепоездов фактически сократилось до семи. Оставшийся бронепоездам присвоили новые номера. PZ V теперь был PZ I, PZ X теперь PZ II, PZ XII теперь PZ V, а PZ XIII теперь PZ VII; PZ III, IV и VI сохранили свои номера.

PanzerZug №V, 1916 год. Имел в своем составе бронеплощадки обоих типов. Причем собачья будка была вооружена немецкой полевой пушкой 7.7-cm FK 96
PanzerZug №V, 1916 год. Имел в своем составе бронеплощадки обоих типов. Причем собачья будка была вооружена немецкой полевой пушкой 7.7-cm FK 96

На начало 1918 года распределение бронепоездов было следующим: PZ I -Лилль, PZ III - Брюссель, PZ IV в Сербии, PZ VI - Страсбург, PZ II, V и VII были выведены из строя в прибрежной зоне Северного моря Германии. PZ IV был отправлен в Градско во время летнего наступления союзников 1918 года. 2 сентября 1918 года он принимал участие в обороне этого города и в эвакуационных операциях во время вывода из него 24 сентября. 26 сентября он предпринял разрушение линии от Велеса в направлении Скопье, а 29 сентября прикрывал отступление многочисленных транспортных и госпитальных поездов и, наконец, отправился на север после разрушения железнодорожного моста через Вардар.

Открытая платформа с зенитным орудием, переделанным из трофейной русской 3-дм полевой пушки образца 1902 г.
Открытая платформа с зенитным орудием, переделанным из трофейной русской 3-дм полевой пушки образца 1902 г.

В 1918 году бронепоезда использовались в период интервенции на территории бывшей Российской империи. Для этого были задействованы бронепоезда: PZ II (бывший X), который был переведен из Альтоны в Курляндию 16 феврале 1918 года, и PZ V и VII. Эти бронепоезда могли действовать только за линией фронта, установленной к концу 1917 года (к северу от Риги - вдоль Двины до Динабурга - к востоку от Вильно и Лиды - к западу от Слонима и Барановичи-Пинск - к востоку от Ковеля - к западу от Дубно), где железнодорожные линии были перешиты до европейской колеи.

После окончания первой мировой войны оставшиеся бронепоезда участвовали в составе различных фрайкоров в боях с коммунистами и подавлении восстаний в Силезии в 1919 -1921 годах. При этом материальная часть судя по всему многократно переформировывалась в различных комбинациях. После завершения этих конфликтов по условиям Весальского мирного договора, запрещавшего Германии иметь бронетехнику, все германские "панцерцуги" были сданы на слом.

Послевоенный PZ IV, одного из фрайкоров, 1919 год. Пехотные вагоны от бронепоезда №IX  времен мировой войны - видно  их конструкция подверглась модернизации: покатая металлическая крыша , более просторная и смещенная к краю командирская башенка. Также в состав бепо вошла площадка с зенитным орудием, в качестве которого использовалась трофейная русская трехдюймовка. Обращает на себя внимание "обычный" небронированный паровоз.
Послевоенный PZ IV, одного из фрайкоров, 1919 год. Пехотные вагоны от бронепоезда №IX времен мировой войны - видно их конструкция подверглась модернизации: покатая металлическая крыша , более просторная и смещенная к краю командирская башенка. Также в состав бепо вошла площадка с зенитным орудием, в качестве которого использовалась трофейная русская трехдюймовка. Обращает на себя внимание "обычный" небронированный паровоз.

В заключении можно отметить, что техническим совершенством в отличие от многих русских и австрийских бепо первой мировой войны их германские собратья не отличались. Особенностями, присущими именно германским бронепоездам того периода были акцент на пехотном компоненте и, соответственно, большое количество вагонов. Это было обусловлено спецификой задач возложенных на бронепоезда, основной из которых являлись охрана железнодорожных коммуникаций и объектов на них. В дальнейшем, несмотря на усиление вооружения за счет введения артиллерийских бронеплощадок, немцы особо не стремились использовать слабо бронированные двенадцативагонные составы на передовой, где они стали бы легкой мишенью для неприятельских артиллеристов.

Источники: W. Sawodny "German Armored Trains 1904-1945", P. Мalmassari "Armoured Trains. An Illustrated Encyclopedia 1825-2016", В. Бут " Для решения различных задач. Часть 2"/ Статья в журнале "Наука и техника" №8-2011

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Интересные каналы, которые советуем Вам почитать (каталог)