Как начать работу в такси!? Новым работникам посвящается! Часть 2.
В такси может оказаться каждый…
Добрый день, уважаемые читатели моего канала!
Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители!
Продолжаю свои публикации посвященные новичку или как начать работу в такси!? В предыдущей статье я обосновал свою точку зрения, почему не рекомендую начинать работу в такси на своём автомобиле. Во многих регионах отсутствие необходимости оклейки авто и получения лицензии возможно и сделает использование своего автомобиля в такси более привлекательным и интересным, но решать это нужно индивидуально. Я же рассказываю, в первую очередь, о специфике работы в такси в московском регионе, где оклейка и лицензия – это обязательное условие легальной работы!
Если уверенны в своих силах и готовы интенсивно работать по определённому графику, то можно рассмотреть вариант «на зарплату», но здесь надо быть ещё более внимательным при заключении договора. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке! Кроме определённого графика, там существует ещё масса обязательных требований – это и минимальное отработанное количество часов за смену, и правила выполнения заказов агрегатора, а также порядок расчётов с парком или кто за что платит. Этот вариант я бы всё таки не рекомендовал на начальном этапе работы.
Обзвонив городские парки такси по телефону, уже на этом этапе можно будет примерно понять о каких условиях сотрудничества идёт речь. Что касается автомобиля, я бы рекомендовал брать автомобиль поновей. Надо не забывать, на весь период работы машина становится и рабочим кабинет, и местом постоянного пребывания. Тем более «молодому» водителю нужно будет не забывать и о положительном результате работы. Это и оценки полученные от пассажиров, и общее впечатление, которое пассажир получит от поездки и с водителем, и в автомобиле. Кроме того, на более «свежие» автомобили проще будет дистанционно сравнивать условия аренды, ведь отработавший три года автомобиль в такси может просто представлять печальное зрелище, а может иногда и подавать признаки жизни. Обязательное условие, автомобиль должен быть брендирован, т.е. обклеен символикой агрегатора. Имейте ввиду, что бренд Ситимобил не допускается для работы в ЯндексGo, а так как Ситимобил ушёл с рынка, то и работать на таком автомобиле будет невозможно! Желательно, чтобы на автомобиле был установлен лайтбокс – короб с названием агрегатора (это касается ЯндексGo), наличие короба даст преимущество при получении заказа. Цвет номерных знаков не даёт никаких преимуществ и для арендатора ни на что не влияет. Ну и в любом случае, необходимо узнать о дополнительных платежах – комиссию с заказа, % за вывод денежных средств, наличие и суммы штрафных санкций. Финансовые вопросы нужно понять и узнать так, чтобы завтра это не вызвало какие-то дополнительные вычеты и разочарование.
Важным моментом является обязательное требование «парка» о периодичности предоставления автомобиля на осмотр. Как правило, это происходит один раз в неделю, но этот момент нужно обязательно уточнить. В день приезда потребуется обязательно помыть автомобиль для осмотра, в этот же день выдаётся путевая документация необходимая в работе. В этот день можно смело ожидаемый уровень дохода делить на два, потому что полдня вы точно потеряете.
Будем считать, что с выбором автомобиля вопрос решён и новый водитель готов к трудовым будням таксиста. Что же требуется дальше!? А дальше важным моментом для работы в такси в современном мире является наличие смартфона с надежным выходом в интернет. Для подбора смартфона существует достаточно много информации и я не буду останавливаться подробно на технической стороне вопроса, скажу только кратко, что желательно не экономить на этом, ведь «дорогой» смартфон – это гарантия того, что вы будете получать заказы. Аналогичная ситуация и с интернетом. Могу точно сказать, что нет ни одного оператора сотовой связи, который бы обеспечивал 100% покрытие даже в Москве, поэтому придётся поэкспериментировать и самому определить какой оператор в ваших условиях обеспечивает максимально качественное покрытие. А вот приобретать планшет я бы не рекомендовал. Аналогичный по техническим характеристикам планшет всегда будет стоить значительно дороже, чем смартфон. Места в машине занимает много, ограничивая обзор, качество построения маршрута и удобство больше зависит от привычки и не отличается в обоих случаях. Кроме этого, нужно не забывать, что планшет может привлечь внимание «нечистых на руку» пассажиров. Лучше бы иметь второй смартфон, на который необходимо установить или перенести все приложения с основного телефона, тем самым обеспечив максимальную производительность рабочего телефона. При наличии второго устройства с sim-картой контактный телефон лучше указывать второго телефона. В этом случае, звонки во время работы не лишат возможности принимать заказ и при движении не будет «подвисать» навигатор. Идеальный вариант приобрести гарнитуру Bluetooth, которая избавит пассажиров от ненужных комментариев навигатора во время выполнения заказа, а водителю позволит отвечать на звонки, не отвлекаясь от управления автомобилем. При этом, обращаю внимание, что большинству пассажиров не нравится, когда водитель разговаривает во время поездки, потому что даже при использовании гарнитуры Bluetooth, концентрация внимания водителя заметно снижается и может возникнуть аварийная ситуация.
Как скачать приложение и начать работу об этом вам расскажут в любом «парке», возможно там будет и своё приложение с наличием собственных заказов. На этот вопрос тоже нужно обратить внимание и по возможности получить максимум информации от сотрудников либо других работников. В общем-то, понимание принципов работы любого приложения приходит достаточно быстро с момента начала самостоятельной работы.
Итак, всё готово, автомобиль получен, приложение установлено, фотоконтроль пройден, теперь вы полноценный водитель такси. Во всяком случае, счётчик арендных платежей включился и вы должны зарабатывать деньги.
В работе я придерживаюсь двух основных принципов. Первый относится к экономическому аспекту работы – поездка будет выгодна только в одном случае, если время и расстояние до подачи при приёме заказа и после его окончания минимальное! Проще говоря, чем быстрее и ближе будет «контрольная» точка начала заказа, тем лучше, но на этот момент мы влияем очень слабо. В Яндексе есть возможность отказаться либо от дальнего заказа, либо от дальней поездки. Выполнение второй части моего принципа – исключительно выбор водителя! Если вы получаете дальнюю поездку, то сразу должны понимать сможете ли вы, после выполнения заказа, придерживаться этого же принципа!? Сможете ли вы получить обратный заказ из области, СНТ или другого города!? В большинстве случаев нет, а, следовательно, это поездка не может быть и не будет выгодна даже с учётом того, что вы не платите за техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Ваши временнЫе затраты и оплата топлива не позволят вам в этом случае заработать!
Если вы взяли такой заказ по ошибке (дальняя подача, но короткая поездка или дальняя поездка «в одну сторону») я лично рекомендую сразу связаться с клиентом и попытаться решить вопрос мирным путем, попросив клиента отменить заказ. Не буду приводить здесь свою статистику, каждый раз может быть по разному, но, хотя бы вы поступите порядочно! Однако, если договориться не удастся, то придётся выполнять такой заказ! В этом случае утешайте себя тем, что вы набираетесь опыта, оказываете услугу и при этом понимаете, что не может быть так, что все заказы будут выгодны или очень выгодно. В конце-концов, вам может и повезти, если вы получите заказ в обратную сторону, чудеса иногда случаются!
Убедительная просьба, никогда ни при каких обстоятельствах не демонстрировать клиенту ваше плохое настроение, проблемы на работе или в личной жизни, не «плакать» о том, что это поездка невыгодная, все пассажиры плохие, а жизнь таксиста тяжёлая! Это никому не нравится, это не нравится пассажирам, это не нравится мне и не понравилось бы и вам, если бы вы оказались на месте пассажира. Либо молча выполняйте заказ, либо отказывайтесь от него!
Что касается второго моего принципа «Клиент всегда прав!», к сожалению, нравится это кому-то или нет, но это факт. О причинах конфликтов в такси и почему я считаю, что водителю не может быть это выгодно, я писал в предыдущей статье, поэтому повторяться здесь я не буду. Кто не сможет смириться с этой мыслью, тому очень тяжело будет работать в такси.
Теперь остановлюсь на вопросе сдачи в такси. Иметь сдачу с пяти тысяч или нет – вопрос достаточно риторический. Из своего опыта работы могу сказать, что несколько раз было так, что сдав сдачу одному клиенту, сразу же или почти сразу появлялся и второй клиент, которому требовалась сдача со столь крупной купюры, поэтому в этом вопросе решать нужно всё индивидуально. В остальных случаях сдачу всё таки лучше иметь вплоть до рубля. Люди бывают разные, возьмёт клиент предложенную сдачу или нет – это его дело, а вот предложить сдачу – это наша обязанность. Могу сказать точно, что наличие сдачи исключает возникновение многих конфликтных ситуаций, не заставляет водителя отказываться от следующего заказа в судорожных попытках найти способ для размена и чаще всего, именно наличие сдачи, вызывает желание пассажира отказаться от мелкой суммы предложенной ему. В каких-то моментах на помощь может прийти мобильное приложение Сбербанка, потому что большинство клиентов пользуется услугами именно этого банка.
О специфике работы и о том, как подготовить личный автомобиль для такси, я расскажу в своей следующей статье. А пока на этом все!
Спасибо, что дочитали до конца! Всем безопасных дорог, адекватных водителей и воспитанных пассажиров! Продолжение следует…