Её рассказала учительница-пенсионерка. 20 лет назад мой класс был «закреплен» за старенькой учительницей, преподававшей в нашей школе с послевоенных лет. Мы поздравляли её с праздниками и оказывали посильную помощь. Иногда я приходила к ней в гости и без детей.
Распределение
Закончив Борисоглебский учительский институт, в начале 50-х две подружки- учительницы прибыли по распределению в Воронеж. Сразу отправились в отдел образования. Там девчонок прикрепили к разным школам, но ордера на жилье выдали по одному адресу.
Это был многоэтажный дом, в самом центре Воронежа, на улице Комиссаржевской. Все квартиры в нем были поделены на коммуналки. Девчонок поселили в одну квартиру. Веру (наша героиня) подселили в комнату к жившей там семье. Это были мать и дочь Вышгородские. Лизе дали отдельную комнату, так как перед окончанием института она успела выскочить замуж, получила фамилию Пышмина, и приехала в Воронеж вместе с мужем.
Коммуналка и соседи
#Коммуналка представляла собой длинный коридор и комнаты, шедшие «паровозиком». Первая от входной двери шла комната Лизы с мужем, затем – комната Веры, которая не имела собственного выхода в коридор. Последней шли две комнаты Вышгородских. Точнее – бывшие две, так как одну комнату и отдали Вере. Девчонки радовались и такому жилью. Потому что в послевоенные годы коммуналка на три семьи – это было еще шикарно! Были квартиры на 4, 5 и 6 семей!
Девчонки-то радовались, но не радовались Домна Петровна и Пышмин, муж Лизы. Обе стороны «положили глаз» на комнатку, в которой жила Вера. Вышгородские считали, что она и так должна вернуться к ним. Пышмин прикидывал, что эта комнатка нужна им, так как в семье ожидалось пополнение. Нужно только отодвинуть шкаф, скрывающий межкомнатную дверь, и переставить его в Верину комнату, закрыв проход к Вышгородским.
Госпиталь
Случилось так, что в один из майских дней, Веру прямо из школы отвезли в госпиталь – диагноз был неутешителен. Тиф. Потом обнаружился перитонит… В общем надежд на выздоровление было мало. Лиза регулярно звонила из школы в госпиталь , справлялась о здоровье подруги. Врачи никаких обещаний не давали. Все свои сведения она пересказывала Степану, Вериному жениху, который периодически забегал, чтобы узнать о здоровье невесты.
Планы на расширение
И тут повезло Вышгородским и Пышмину! В классе у Лизы одного ученика оставили на осень, на переэкзаменовку. И Лиза стала подтягивать парня дважды в неделю. На занятия его приводил отец, по совместительству – большая шишка в жилинспекции. На него-то и делали ставки обе противоборствующие стороны.
Пышмин отправлял жену на кухню, под предлогом, что там стол удобный. На самом деле он считал так: пусть папшка увидит, как необходима учительнице дополнительная комната. В один из визитов папы-начальника, Пышмин организовал ему «экскурсию» по коммуналке и высказал эту мысль.
Не учел Пышмин только того, что дома оказалась двадцатилетняя Сонька, понравившаяся начальнику. Мать Вышгородская, женщина повидавшая на своем веку многое, не видела ничего страшного в ухаживаниях женатого мужчины. Она считала, что Сонька не рассыплется, чай не сахарная. А комнатку вернуть просто необходимо! Поэтому она тактично уходила из дома во время «свиданий».
И вот завелся такой порядок. Начальник приводит сына, отправляет его на кухню, а сам – Соньку под ручку и шмыг в Верину комнатку, шуры-муры крутить. Пышмин сквозь хлипкую дверь, задвинутую шкафом, слышит все звуки, которые доносятся из соседней комнаты… Раз, другой, третий… Тут он понимает, что сдает позиции и уже начинает вынашивать план – как начальника или припугнуть, или накатать анонимку, чтоб его с работы уволили!
Степан
В общем, Веру все жильцы «списали со счетов». Вещи девушки сиротливо лежали в двух фанерных ящичках в коридоре… Они, но только не Степан. Он-то и вскрыл всю эту ситуацию. Его отправляли в командировку, и парень решил оставить Вере письмо, чтобы не волновалась, если её выпишут раньше, чем Степан вернется.
С написанным письмом он явился в квартиру как раз во время репетиторства. Растерянная Лиза, открывшая дверь, впустила его. Ей только и оставалось, что молча кивнуть в ответ на просьбу пройти к Вере в комнату, чтобы там оставить письмо. Представляете, что он там увидел?
Начальник был выброшен взашей, Сонька с визгом убежала в туалет. Пышмин притаился у себя тихо, как мышонок. А красная от стыда Лиза пыталась оправдываться…
Вскоре Веру выписали. Она пожила в комнате еще пару недель и переехала к Степану, в рабочее общежитие. Они поженились. С «подругой» Вера больше никогда не общалась...
Во все времена бывают люди, для которых своя рубашка ближе к телу. Просто, при спокойной и сытой жизни, это не всегда явно. А вот в период жизненный трудностей эта червоточинка проявляется во всей красе.
Всем мира, добра и терпения. Верю, мы выдержим тяжелые времена, оставаясь порядочными людьми.
Если статья понравился и приняли решение подписаться на канал "А ну-ка собираем чемоданчик", я все же советую сначала прочитать несколько статей. Истории из жизни я выкладываю не всегда. В основном - рассказываю о бюджетных путешествиях, интересных людях и забавных случаях из жизни. Горжусь родным Воронежем и с любовью рассказываю о нем.
#истории из жизни #психология #дружба #коммунальная квартира
#Мои истории