И как-то они кучно пошли эти "караморы". Такое определение дали читатели нашего канала все более заполняющему экраны произведениям отечественного кинопрома в жанре т.н. "альтернативной реальности" снятой в стиле " а я так вижу". Что такое эта самая "карамора" у нас описано вот здесь.
Не особо отягощенные образованием, начинающие утрачивать навыки коммуникации с реальным миром, погруженные в виртуальный мирок социальных сетей, сценаристы, режиссеры, актеры, лепят одну за другой "карамору", находящие отклик у таких же погруженных в виртуальность компьютера, прокаченных "бойцов" сетевых экшн-шутеров и "танчиков". Правда, когда эти прокаченные сетевые "бойцы" пытаются применить свои "боевые" компьютерные навыки в реале, выходит кирдык. Херсонские пацаны решили поиграть в "танчики" с русской бронеколонной с помощью "бандера смузи", в итоге очередь 30-мм пушки с русского БТР, и шестеро в клочья.
Так вот о самой свежей "караморе". Спаянный съемочный коллектив режиссера Веры Сторожевой, решил в промежутках между съемками очередного сезона сериала "Шифр", который начинался как отечественная реплика очень качественного английского ретро-сериала "Код убийства" - а что заморачиваться, мозги напрягать, берем успешный западный сериал и лепим из него свою халтурку, снять что-нибудь такое, модно "патриотическое", к 80-й годовщине Битвы за Москву.
И Минкульт, и Российское военно-историческое общество / РВИО/ идею эту одобрило и поддержало. Мы уже писали в статье про другое "патриотическое" кино "Учености плоды"
что там, где в начальных титрах Минкульт в паре с РВИО - зрителю ухо надо держать востро, как бы на "карамору" не залететь.
Так вот, "предчувствие его не обмануло". Опять "карамора".
Фильм, который режиссер Вера Сторожева сняла по сценарию Елены Райской называется "Мария. Спасти Москву". Поздняя осень 1941 г. Москва. Немецкая наступательная операция "Тайфун" в самом разгаре. В городе паника и грабежи. Верховный Главнокомандующий т. Сталин в полной растерянности сидит на диванчике в своем бункере и обреченно курит трубку.
Что делать, кто виноват, как жить дальше, бежать из Москвы или нет? Вопросов много, а ответов нет. А генеральный комиссар госбезопасности т. Берия докладывает агентурные данные о той, кто на эти вопросы может ответить.
А ответить может на эти вопросы некая Старица, которая сидит на сундуке в одной из арбатских коммуналок. К ней с утра тысячные очереди из желающих получить ответы на такие же. как и у т. Сталина, вопросы.
Сторожева и Райская решили экранизировать один из мифов советской истории о преподобной Матроне Московской, которую посетил во время Битвы за Москву со своими вопросами т. Сталин. И Матрона ему посоветовала прекратить преследовать верующих, открыть церкви и облететь вокруг Москвы на самолете с одной из чудотворных икон. И все будет хорошо. "Красный петух победит черного петуха". Товарищ Сталин ее послушался, Москву облетели с чудотворной иконой, церкви открыли и мы победили.
Что характерно, никаких фактических подтверждений этим мифам нет. И даже Русская православная церковь категорически отрицает такой факт в жизни канонизированной ею в качестве святой Матроны Московской.
Вот вроде бы решили снять фильм к юбилею крупнейшей битвы в Великой Отечественной войне, фактического материала - масса. У нас на канале мы писали о двух шедеврах советского кинематографа на эту тему.
Нет, надо снять фильм о том, чего не было и быть не могло. И ведь авторки фильма знали об этом.
Существует легенда, что Сталин побывал у Матроны в октябре 1941 года, когда к Москве приближались немцы. Она ему сказала, что надо с иконой облететь вокруг города, чтобы спасти его от врага. У нас был консультант-богослов, который утверждал, что именно так все и было.
В начальных титрах фильма у нас значится логотип Военно-исторического общества. Вот эта организация обязательно просматривает фильмы, поддержанные Министерством культуры, и если специалисты убеждаются, что создатели не исказили историю, то в картине размещается логотип общества. К нашему фильму у них вопросов не было.
Мы настаиваем, что это художественное произведение, а не документальное кино, и не утверждаем, что все эти события происходили в реальной жизни. Мы понимали, что будет под обстрелом со всех сторон, но, повторяю, это не документальный фильм. Это фильм о приключениях, такой роуд-муви - путешествие за линию фронта и обратно.
Историки подтверждают, что был момент, когда город был открыт, но немцы почему-то в него не вошли. Мы покажем добровольцев и ополченцев, то, как Москва готовилась к боям в самом центре.
Вот такой детский, совершенно инфантильный лепет в своем интервью производит довольно зрелая женщина, отнюдь не жертва ЕГЭ, режиссер Вера Сторожева. "Немцы почему-то не вошли в совершенно открытый город". "Это будет фильм о приключениях, такой роуд-муви." "РВИО - не возражал, значит, мы не исказили историю". А в итоге на экране откровенная "карамора".
Самый известный фильм Сторожевой, римейк знаменитой советской картины "Еще раз про любовь" - "Небо. Девушка. Самолет." Так вот, этой "Мария. Спасти Москву" лучше бы подошло название "Девушка. Икона. Самолет".
Главная героиня фильма, офицер госбезопасности Мария Петрова по заданию руководства отправляется на разведку к этой самой Старице. Авторы фильма по требованию РПЦ убрали из фильма упоминание о Матроне. Она просто Старица. Петрова должна побеседовать со Старицей о том, как же все будет дальше. Это Старица на сундуке за занавеской.
Это чекистка с наглым видом с нею беседует. Не верит Мария Петрова в весь этот опиум для народа.
А потом с докладной к начальству. Начальника играет Сергей Пуспекалис. Он быстренько переоделся из кителя подполковника милиции из "Шифра" в гимнастерку майора госбезопасности.
А это Мария, она еще пока младший лейтенант госбезопасности. Играет ее тоже Мария, но Луговая.
Именно ее докладную и зачитывает т. Берия впавшему в полную прострацию т. Сталину. Вот как сама Сторожева относится к Верховному Главнокомандующему Красной Армии, сломавшей хребет немецкому зверю, генералиссимусу т. Сталину.
Я отношусь к Сталину как к тирану, считаю, что цель не оправдывает средства. Мою бабушку и прабабушку выслали в Казахстан. По дороге туда прабабушку вместе с малолетними детьми убили. Но у Сталина же кровь с клыков не капала. У него были и какие-то человеческие проявления.. У нас он посетит Матрону и не покинет Москву в последний момент по непонятной причине, когда все эвакуировались. У него же была аэрофобия. Самолет для него был готов.
Вот, если бы не аэрофобия т. Сталин тоже сбежал бы из Москвы. Пришлось остаться и, деваться то некуда, разбить фашистов.
Поехал т. Сталин к Старице, жить то хочется. И сказала она ему, что надо церкви открыть, и облететь вокруг Москвы с чудотворной иконой Тихвинской богоматери. Кстати, в одной их церквей в Стрельне под Сакнт-Петербургом одно время висела вот такая икона. Сталин и Матрона Московская. Но потом эту самодеятельность сняли.
Вот и посылает товарищ майор младшего лейтенанта Марию Петрову в некий подмосковный городишко Торхов за этой самой иконой Тихвинской богоматери. В местной церкви она хранится. Сам Верховный Главнокомандующий приказал эту икону добыть и в Москву для облета принесть. Правда, в реальности икона Тихвинской богоматери всю войну пробыла в немецкой оккупации во Пскове. Но ведь Сторожевой само РВИО и некий ученый богослов сказали, что все так в действительности и было.
Мария Петрова и приданная ей группа спецназа отправляются за линию фронта. И начинается это самое приключение, руод-муви, в переводе на русский "дорожный фильм". Сели Петрова и десять спецназовцев в полуторку и поехали по зимней дороге в оккупированный немцами некий Торхов. Никакой линии фронта, ничего. Едут себе от самой Москвы, никого не трогают, и немцев никаких кругом нет. Вот так на полуторке до самой церкви в Торхове и доехали бы.
Но осечка вышла. Подорвалась машина на мине. Машина ехать дальше не может и половина спецназовцев одним взрывом убило. Пришлось Марии с остатками отряда пешком до города добираться. Добрались. Стали дворами к церкви пробираться. По дороге зачем-то спецназовцы убили какого-то бородатого мужичка, который во дворе своего джома дрова кололо. Подошли сзади и по голове тюкнули. Просто так, на всякий случай, или потренироваться решили. Неизвестно.
Но вот они пришли в церковь. Мария батюшке ТТ в пузо - "Отдавай икону."
Деваться некуда. Отдал батюшка, его Артур Смольянинов играет, икону Тихвинской богоматери. Мария ее в мешок и рвать когти.
Но тут в церковь на богослужение комендант немецкий приехал. Немецкий комендант - на богослужении в православную церковь ходит. А чего такого? Все возможно. РВИО и ученый богослов и на это добро дали. В итоге произошел бой. Спецназовцев окончательно добили. Остались в живых Мария, командир спецназа и батюшка отец Владимир. Надо выбираться из города.
И тут оказалось, что батюшка - бывший выпускник Ленинградского пехотного училища и офицер госбезопасности, внедренный еще до войны в церковную среду в качестве священника Торховской церкви. А до него настоятелем церкви был отец Марии Петровой, которого, как врага народа расстреляли в 1937 г. Сама же Петрова порвала со своей клерикальной семьей еще в 1933 году. Наверное, пример Павлика Морозова вдохновил.
Зачем бывшего офицера-пехотинца внедрили в 1937 г. в маленький церковный приход провинциального городка, авторы фильма не поясняют. Где-то узнали, что
Не секрет, что некоторые священники были с погонами. Герой Артура – сотрудник того же ведомства, что и Мария. Его отправили служить на место расстрелянного предшественника.
вот и решили это использовать. Ни к селу, ни к городу.
И получается, что отец Владимир был настолько глубоко законспирирован, что товарищ майор, начальник Петровой, ничего о нем и не знал. В итоге Петрова провалила такого ценного резидента, внедренного в церковную среду. Делать нечего, пришлось отцу Владимиру помогать выбраться Петровой из города. Есть у него связной с партизанским отрядом. Но оказалось, что этого связного и грохнули спецназовцы Петровой просто так, когда вошли в город. Кровавая гебня, одним словом.
Сбрил батюшка-чекист бороду и отправились они втроем в лес. А немцы за ними с овчарками по следу идут. Командир спецназовцев остался прикрывать отход Петровой с батюшкой. Всех овчарок перебил, но и сам погиб. А Петрова и поп-чекист попали к партизанам. Но партизаны приняли их за врагов и решили их расстрелять. Ведь это же роуд - муви, приключение есть приключение, главные герои должны преодолевать самые неожиданные трудности.
И ведь выхода нет. Осталось только крикнуть перед смертью :"Да здравствует товарищ Сталин!" и запеть "Интернационал".
Но ту неожиданный взрыв, это немцы напали на партизанский лагерь. Расстрельщиков поубивало, но один успел выстрелить прямо в грудь Петровой. Но ведь Петрова икону на груди носила и пуля попала в нее. В иконе и застряла. Истинно чудотворная. Никакая пуля ее не пробивает.
Осталась Петрова невредимой, а вот попа-чекиста во время боя все-таки убило. Его икона не спасла, всех спасать, никакой чудотворной силы не хватит. Да и какой ей смысл попа-чекиста спасть, он же "кровавая гебня". Погибли все - и партизаны, и немцы. Осталась в живых только Мария Петрова. Пошла она пешком в Москву. Икону для товарища Сталина принести. Спокойно так в тот же день дошла.
Отдала икону товарищу майору. Он ее похвалил. "Я всегда знал, Петрова, что на тебя можно надеяться." А там уже и попы ждут. И самолет моторы греет. Полетели иконой супостатов стращать. Если бы не икона - не отстояли бы Москву.
Так о чем же фильм то? Сказать трудно. Да и авторы подсказок не дают. Сказали бы, что это, типа, альтернативная реальность или реальная альтернатива. Или же что-то "православное", про обретение неким Павликом Морозовым в лице гебешницы Марии Петровой, отрекшейся от отца священника, раскаяния и возвращение к истинной вере. Это уже было бы хоть что-то.
Но ведь они же пишут, что это приключение, "роуд-муви". Хотя ни "роуд", ни тем более "муви" как-то не просматриваются. Хотя есть кое что оригинальное - священнослужитель в гебешных погонах, это ново и заставляет задуматься. Приключения тоже по принципу "пол, потолок, палец", "пипл и так схавает".
А пипл то уже и не хавает. При бюджете 180 млн. рублей сборы составили 3,5 млн. И пять миллионов придется отдать, как возвратную ссуду Фонду кино. Тот уже и в суд подал. Хорошо, что Фонд 60 млн. рублей не дал, как продюсеры просили, а только пять.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.