Найти тему
Заметки Художника

Забытые виртуозы, публикация 3-я. Эдвин Остин Эбби

Картина Эдвина Эбби "Светла моя любовь"
Картина Эдвина Эбби "Светла моя любовь"

Эдвин Остин Эбби был американским художником-монументалистом, станковистом и графиком. Его имя тесно связано с "золотым веком" иллюстрации. Он наиболее известен своими рисунками и картинами на шекспировские и викторианские сюжеты, а также картиной, изображающей коронацию Эдуарда VII. Его самая знаменитая серия фресок "Поиски и обретение Святого Грааля" украшает Бостонскую публичную библиотеку.

Эбби родился в Филадельфии в 1852 году. Он учился в Пенсильванской академии изящных искусств под руководством Кристиана Шюсселе. Начинал как иллюстратор, создавая многочисленные иллюстрации и эскизы для таких журналов, как Harper's Weekly (1871-1874) и Scribner's Magazine. Его иллюстрации начали появляться в Harper's Weekly еще до того, как Эбби исполнилось двадцать лет. В 1871 году переехал в Нью-Йорк. На его иллюстрации оказали сильное влияние французская и немецкая школа графики. Он также проиллюстрировал несколько книг-бестселлеров, в том числе рождественские рассказы Чарльза Диккенса (1875).

Он переехал в Англию в 1878 году по просьбе своих работодателей, чтобы собрать материал для иллюстраций к стихам Роберта Херрика, опубликованным в 1882 году, и остался там на постоянное жительство. В 1883 году он был избран членом Королевского института художников-акварелистов.

Он также создал иллюстрации к комедиям (и нескольким трагедиям) Шекспира. Среди его акварелей - "Сглаз" (1877), "Роза в октябре" (1879), "Старая песня" (1886), "Посетители" (1890) и "Жонглер" (1892).

В 1890 году он дебютирует со своей картиной маслом "Майское утро" в Королевской академии в Лондоне. Сюжет - историко-лирический. А в 1896 году он выставил полотно "Ричард, герцог Глостерский, и леди Анна", и в том же году был избран кандидатом в члены Академии, став впоследствии (в 1898 году) полноправным членом.

"майское утро", 1890
"майское утро", 1890
"Ричард Глостерский и леди Анна", 1896
"Ричард Глостерский и леди Анна", 1896

Он получил золотую медаль на Панамериканской выставке, и ему было поручено изобразить коронацию короля Эдуарда VII в 1901 году. Это был, ни много, ни мало, официальный заказ из Букингемского дворца. За его исполнение художник получил рыцарское звание, хотя и отказался от него в 1907 году. У Эбби было множество друзей, так же, как и он, приехавших из Америки в Старый Свет. Вместе с ними он часто проводил летние сезоны в Вустершире, где и рисовал, и отдыхал.

"Замок дев"
"Замок дев"

В 1890 году художник женился на Гертруде Мид, дочери богатого нью-йоркского торговца. Миссис Эбби поощряла своего мужа к получению более солидных заказов. Поскольку их брак был заключен, когда обоим было за сорок, пара оставалась бездетной.

В 1890-х годах Эбби создал ряд фресок для Бостонской публичной библиотеки. Темой было заявлено "Обретение Святого Грааля". Художнику потребовалось одиннадцать лет, чтобы завершить эту серию фресок в своей студии в Англии. В 1897 году он получил почетную степень доктора философии в Йельском университете.

"Гамлет", из картин на шекспировские сюжеты.
"Гамлет", из картин на шекспировские сюжеты.

В 1908 году Эбби приступил к наиболее значительному своему проекту - созданию фресок и других произведений искусства для недавно завершенного Капитолия в Гаррисберге, штат Пенсильвания. Ансамбль должен был включать в себя аллегорические фрески-медальоны, представляющие науку, искусство, правосудие и религию для купола Ротонды, четыре большие фрески-люнета под куполом и множество работ для Палаты представителей и Сената.

Роспись из цикла "Обретение Грааля"
Роспись из цикла "Обретение Грааля"

Для палаты Сената художник успел закончить только одну картину. Он работал над фреской «Оглашение Декларации независимости», когда его здоровье начало ухудшаться. В начале 1911 года у него обнаружили рак. Ассистент художника Уильям Симмонс продолжил работу над фреской под руководством Эбби и при небольшом участии Джона Сингера Сарджента.

Искусство Эдвина Эбби в значительной мере следовало в русле, проложенном такими мастерами, как Лоуренс Альма-Тадема, Фредерик Лейтон, Фрэнк Дикси, Джон Уотерхаус, Герберт Джон Дрейпер, а ещё раньше – прерафаэлитами. Это мощная, действительно подчас виртуозная графика и живопись рубежа веков. Однако, по большому счёту, его искусство не несёт в себе каких-либо грандиозных открытий. Скорее, оно закрепляет и расширяет начатое другими мастерами. Видимо, прежде всего поэтому художник известен в первую очередь у себя на родине, ну и конечно, в Англии, где он проработал столько лет.

Его масштабные работы, конечно, впечатляют – я видел в оригинале одну из них в музее Метрополитен, вот эту.

"Король Лир", из картин на шекспировские сюжеты.
"Король Лир", из картин на шекспировские сюжеты.

Зрители воспринимают его картины в основном как историческую живопись, хотя это чаще всего шекспировские сюжеты или легенды. Было бы неправильным сказать, что творчество Эбби – какой-то проходной этап в искусстве. Скорее, можно заключить, что оно – образец высококачественной художественной работы, порой выгодно оттеняющей более яркие живописные достижения, но ни в коей мере не заслуживающей забвения.

Эбби умер в августе 1911 года. Уже начатые им фрески заканчивал Уильям Симмонс. Оставшиеся две комнаты, к которым Эбби не успел приступить, были переданы Вайолет Оукли, которая выполнила заказ, используя свои собственные эскизы.

Эдвин Остин Эбби был плодовитым художником, его мастерство и внимание к деталям, включая историческую точность, служило примером для многих последующих поколений иллюстраторов.

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.