Найти тему
MovieStart

Подведены итоги опроса Всероссийской акции «День короткометражного кино»

Фото - ПЦ «Мувистарт»
Фото - ПЦ «Мувистарт»

С декабря 2021 до конца января 2022 гг. в ряде регионов страны проходила Всероссийская акция «День короткометражного кино». Её программа содержала деловые, образовательные и развлекательные мероприятия, проходившие в формате онлайн и офлайн. Традиционно 21 декабря, в самый короткий день в году, в одном из столичных клубов состоялось награждение победителей 2021 года. Параллельно аналитики ПЦ «Мувистарт» проводили исследование рынка короткометражного кино России, опрашивая авторов, работающих в данном формате. Приводим результаты исследования.

В опросе, проведённом с 12 по 25 января 2022 года, приняли участие 127 респондентов из 33 регионов России, а также зарубежья, занимающихся короткометражным кино. Средний возраст респондентов составил 26 лет.

Участникам анкетирования было предложено ответить на 23 вопроса, а также поделиться своим мнением относительно перспектив развития короткого метра в России и типичных проблем, с которыми сталкиваются дебютанты.

Итоги исследования будут переданы ПЦ «Мувистарт» в Министерство культуры РФ, Фонд кино, Ассоциацию продюсеров кино и телевидения и другие ведомства. Приводим выдержку.

Одним из предметов исследования стала мотивация молодых авторов. Около 31% опрошенных отметили, что ими движет необходимость личного высказывания на те или иные темы, 25% снимают короткометражные фильмы для личного кинематографического опыта, а 18% ищут собственный художественный язык в процессе создания короткометражного кино. Отметим, что коммерческие цели (заработок, связи и знакомства) преследовали лишь 6% респондентов.

Для большинства опрошенных короткая форма является некой пробой пера, исследованием собственных возможностей в киноискусстве.

«Короткая форма позволяет находить новые идеи, персонажей, ходы, которые могут быть быстро и сравнительно недорого реализованы в компактной форме, что позволяет быстро получить отклик аудитории и в случае высокого интереса развернуть это в полнометражный фильм или сериал», – отметила одна из участниц исследования.

«Начиная свой путь мы учимся ремеслу снимать ясное и понятное кино, свою визитку в мир большого кино. Если зритель, продюсеры, представители кинокомпаний увидели, что ты умеешь снимать правильно, то дальше тебе предоставят возможность проявить себя. Если же режиссёр сразу стремится создать “чересчур авторский” короткий метр, заполнив его всеми смыслами и миллионом метафор, путь этот малоперспективный. Короткий метр нужен, чтобы показать, что я знаю и умею работать чётко, организованно и качественно, то есть владею ремеслом», – добавила другая респондент.

Комментируя тему сценариев, 71% участников опроса отметили, что сами пишут сценарии, 24% имеют сценариста в команде. Испытывают трудности с поиском автора сценария 38% опрошенных, а вот трое обращаются в специализированное агентство для поиска подходящей истории для своего проекта.

Наиболее популярным жанром молодых кинематографистов являются драма 69%, комедия 39%, мелодрама 28%. Наименее охотно российские авторы короткого метра снимают детское кино 2%, вестерн 4% и боевики 7% Также интерес у молодых режиссёров вызывают истории в жанре детектива, триллера, приключения и фантастики.

В числе наиболее популярных марок съёмочного оборудования – Blackmagic,Arri, Canon, Sony, Red, Fudjifilm, Nikon, Panasonic и конечно же смартфоны (когда в условиях ограниченного бюджета или не имения его вовсе приходится снимать на телефон).

Отвечая на вопрос о подборе музыки для фильмов, 77% опрошенных ответили, что работают с композиторами, в основном молодыми, которые готовы бесплатно или за небольшой гонорар принимать участие в проекте. Также респонденты 39% подбирают музыку на стоках – Epidemic Sound, TuneTank, платформе Patreon, Artlist.io, Free Music Archive, SoundCloud, Pond5, Audio Network.

Примечательно, что некоторые авторы подчеркнули успешный опыт взаимодействия с известными музыкантами.

«Всегда использую музыку известных исполнителей. И почти всегда достаточно просто осмелиться спросить разрешения на использование. Бывают отказы, но почти всегда в итоговом фильме оказывается тот трек, который планировался изначально», – такой ответ в числе прочих получили аналитики «Мувистарта».

Подробнее – в материале