Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Боги не внемлют: Юрий Ряховский.

Оглавление
Фрагмент картины Ю. Ряховского
Фрагмент картины Ю. Ряховского

Советский художник Юрий Васильевич Ряховский много писал на военную тему, ведь знал о ней не понаслышке.

Будущий артиллерист и разведчик, он отправился на фронт прямо с парада в 1941 году, будучи 18-летним пареньком. Пройдя всю большую и страшную войну, молчать о своих переживаниях, как и многие другие, он просто не мог.

Среди творчества Ряховского мы встречаем много ужасающих сюжетов, страшных и отчаянных сцен военной жизни. Однако сегодняшняя работа проникнута хтоническим ужасом полного обречения.

Юрий Васильевич Ряховский
Юрий Васильевич Ряховский

Работа с длинным названием «Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год» написала спустя десятки лет после трагедии, в 1970х гг. Но память на ней так сильна, что кажется всего этого времени после и не было.

Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год. 1977
Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год. 1977

Итак, под выразительным ракурсом внутри соборного интерьера висит казненный партизан. Это седой босоногий старик, возможно священник, хоть рясы на нем нет. Следуя строгой композиции, художник поместил его прямо под фреской Господа, на том самом крюке, где обычно висит нарядная церковная люстра.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Картина показана под таким углом, что зритель невольно смотрит прямо вверх, на всю храмовую небесную обитель с самыми часто встречающимися фресками в ней. На груди у повешенного табличка с надписью «партизан» на немецком языке, подобными надписями изуродованы и стены храма.

Сотворившие зло, все еще находятся там. Мы видим фашистского солдата в каске в правом нижнем углу картины, только это никак не влияет на странное, гадкое чувство, будто и кто-то с небес допустил такое.

Фрагмент картины
Фрагмент картины
Подобные настроения были не новы для послевоенного времени. Были люди, спасающиеся в вере, но немало было тех, кто решил, что их бросили и предали. Допустить подобные зверства на невинной земле – возможно ли такое?

Сам вопрос изменения религиозного мышления не слишком нас интересует, ведь мы говорим об искусстве, о том, как идеи проявлялись в нем в зависимости от эпохи. И то, что картина Ряховского «Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год» полна религиозного бессилия и отчаяния совершенно очевидно.

В темные времена, мы призываем вас обращаться к искусству, к прекрасному во всех его проявлениях. Делиться мнением о творчестве художника вы, как всегда, можете в комментариях под статьей. Однако мы настоятельно рекомендуем вам воздерживаться от споров на отвлеченные темы, оскорблений и нетолерантности.