Найти в Дзене
Lean + 6 Sigma в России

Тестирование персонала: когда и для чего?

Было время, когда тестирование персонала заменяло некоторым руководителям всё управление персоналом. Потом наступили времена построения профессиональных систем управления персоналом, пришедших на смену «простому» тестированию кандидатов и сотрудников подразделений. Сейчас мы дошли до той стадии, когда профессионалы из служб управления персоналом формируют четкие целевые запросы и встраивают возможности тестирования персонала в единую систему управления человеческими ресурсами, направленную на достижение стратегических целей компании Управленческий персонал Сколько бы компания ни стремилась приобретать, развивать и удерживать у себя самых сильных профессионалов, плохая система управления и слабый управленческий состав сведут все эти начинания к нулю. Причем, известно много случаев, когда топ-менеджмент ярок и силен, но его усилия не достигают цели из-за слабого среднего и линейного менеджмента. Причин тому масса, и одной их них является проблема эффективного развития управленческих комп

Было время, когда тестирование персонала заменяло некоторым руководителям всё управление персоналом. Потом наступили времена построения профессиональных систем управления персоналом, пришедших на смену «простому» тестированию кандидатов и сотрудников подразделений. Сейчас мы дошли до той стадии, когда профессионалы из служб управления персоналом формируют четкие целевые запросы и встраивают возможности тестирования персонала в единую систему управления человеческими ресурсами, направленную на достижение стратегических целей компании

Управленческий персонал

Сколько бы компания ни стремилась приобретать, развивать и удерживать у себя самых сильных профессионалов, плохая система управления и слабый управленческий состав сведут все эти начинания к нулю. Причем, известно много случаев, когда топ-менеджмент ярок и силен, но его усилия не достигают цели из-за слабого среднего и линейного менеджмента. Причин тому масса, и одной их них является проблема эффективного развития управленческих компетенций руководителей. От обучения на семинарах акцент смещается к индивидуальному коучингу. Тренинги управленческих навыков сменяются тренингами, посвященными «менеджменту в стиле коучинга». Но, тратя деньги на программы развития, многие компании не делают адекватной диагностики того, что же следует развивать или корректировать в индивидуальном стиле конкретного руководителя, а также не проверяют по итогам развивающих программ – что из необходимого появилось, а над чем еще предстоит работать.

Проблема диагностики управленческих компетенций проявляется также при назначениях на управленческие должности кандидатов «с рынка труда» и кандидатов с нижестоящих должностей собственной компании. Несомненно, можно узнать, «был ли хорошим руководителем» данный кандидат на предыдущей должности. Однако, очевидно, что такая «комплексная оценка» содержит в себе массу «домысливаемой» информации и не позволяет спрогнозировать риски, связанные с назначением данного кандидата на новый управленческий пост.

Какое тестирование может быть применено в этих случаях? Во-первых, самооценка управленческих навыков (к примеру, тест SMS). Во-вторых, оценка со стороны подчиненных (часть процедуры 360 градусов), в случаях, когда мы говорим о развитии или повышении руководителя внутри компании. В-третьих, тесты, выявляющие преобладающий тип мотивации, направленности и локализации контроля (мы применяем в этих случаях тесты Motype, НЗ и ЛКв). В-четвертых, выявление коммуникационных рисков (к примеру, тест «Реплика» и др.).

Топ-Менеджмент Консалт разработало мотивационное исследование, в основу которого легли такие тесты, как Motype, и многие другие, упомянутые выше, которое позволяет получить комплексную информацию как о кандидате, так и о команде.

При переходе с должности на должность кандидаты тестируются легко. Иногда эти функции берет на себя служба персонала, иногда специализированные компании по подбору персонала, иногда служба персонала запрашивает оценку кандидата (очную или дистанционную) у компаний, занимающихся только диагностикой, но не подбором.

Если же речь идет о действующих управленцах, то служба персонала затрудняется в проведении данной диагностики и из-за собственной занятости, и из-за нежелания руководителей участвовать в подобных процедурах. Так будет до тех пор, пока руководители не поймут, что диагностика лично для них – это польза, а не опасность! Следовательно, её нужно встраивать в целостную систему управления персоналом:

  • карьерное планирование (с ежегодным обсуждением уточнений в долгосрочных и краткосрочных планах),
  • программа развития,
  • обратная связь снизу, сверху, от клиентов и от коллег,
  • объективные данные по достижению KPI,
  • повышение,
  • материальное вознаграждение,
  • новые перспективы и т.д.

Могло бы все быть иначе – пример 1й:

В компании хорошо знали и ценили руководителя службы внедрения проектных разработок, и, когда неожиданно образовалась вакансия руководителя одного из подразделений, занимающихся сложными инновационными разработками, ни у кого не вызвала сомнений его кандидатура. Он пришел руководителем в подразделение, не имевшее собственных ярких лидеров, привыкшее к командной работе и достаточно ориентированное на качественный результат. Руководитель принес собой приоритет формализации процесса над ориентацией на задачу, пошаговый контроль и активную координацию всех видов работ, замкнутую на себя. Он был уверен в собственной управленческой компетентности. Высшее руководство также не сомневалось в силе данного руководителя… В итоге компания получила «кривой продукт», потерю специалистов редких специализаций и, со временем, была вынуждена закрыть целое направление бизнеса. На этой стадии топ-менеджмент был уже бессилен что-либо изменить

Что дало бы тестирование? В профиле данного руководителя даже при применении только самооценки можно было увидеть пики на компетенциях координации и контроля на более сниженном фоне других управленческих компетенций. Специфика работы его старого подразделения именно за счет этих компетенций позволяла быть максимально эффективным. Но новое подразделение кардинально иное и по сути бизнес-процесса, и по составу работавших там людей.

Следовательно, даже при пробном назначении данного человека на данную должность важно было и ему самому, и службе персонала компании, осознавать точки риска, вызванные стилевыми особенностями данного руководителя и целенаправленно работать (лучше всего, с помощью коуча) над снижением этих вполне очевидных рисков.

Топ-менеджмент

Все сказанное об управленческом персонале вполне подходит и к топ-менеджменту. Но, в случае диагностики компетенций высшего руководства, компании чаще прибегают к проведению ассессмент-центра. Несомненно, он дороже, но и риски, связанные с деятельностью топ-менеджеров, несопоставимо более высоки.

Управленческие команды

Помимо индивидуальной диагностики, имеет смысл диагностировать сильные и слабые стороны целостных управленческих команд. Те, кто увлекается различными классификациями управленческих ролей (по Белбину, или какому другому подходу), сталкивается с тем, что не может сформировать сбалансированный ролевой состав команды, поскольку те руководители-профессионалы, которые нужны бизнесу компании, отыскиваются крайне нелегко, и выбирать их по признаку свойственной им командной роли, никогда не приходится. Развивать важные для команды роли нужно, но без постоянного сопровождения тренера, крайне затруднительно. Поэтому в мире используется другой диагностический инструмент – опросник TeamPuls, позволяющий оценивать работу команды как единого целого.

«Топ-Менеджмент Консалт» стандартизировал русскую версию этого опросника и получил право его применения при диагностике русскоязычных управленческих команд.

Что делать с результатами этой диагностики?

Руководители, заполнив опросник просто как члены команды, без указания своих должностей и имен, видят зоны своей недостаточной эффективности и могут работать над тем, чтобы гармонизировать не свой состав, а свой стиль работы – как с управляемой организацией, так и внутри команды, при принятии важных для компании решений. Лидер команды видит сильные и слабые стороны своей работы и может корректировать свой стиль руководства данной командой.

Специалисты по технологии основного бизнес-процесса

С одной стороны, их оценивать легче всего, поскольку экспертов по соответствующим специализациям в компании, как правило, достаточно. И, несомненно, акцент в диагностике делается и должен делаться на профессиональные компетенции. Для массовых должностей все чаще применяются квалификационные тесты или практические задания, для более высоких должностей – экспертное собеседование и анализ истории предыдущей работы.

Однако, именно эти специалисты могут поставить под удар бизнес компании своей недостаточной лояльностью или переходом к прямому конкуренту. Поэтому индивидуальные мотивационные особенности и динамику мотивации этих специалистов следует знать достаточно хорошо. И не просто знать, а строить в связи с ними «политику материальной и нематериальной мотивации», ориентированную на индивидуальный подход, особенно для ключевых должностей.

В то же время попытки диагностирования лояльности персонала, помимо просто малого эффекта, могут привести именно к демотивации, в первую очередь, именно представителей ключевых для бизнеса должностей.

Финансовые специалисты и банковский персонал

Особо стоит обсудить специфику рисков и задачи диагностики данной категории персонала. Относительно небольшое количество этой массы специалистов принимают судьбоносные решения, зависящие не просто от трудно диагностируемой и достаточно широкой квалификации, но и от постоянного обновления значимых для их деятельности знаний. Абсолютное же большинство остальных работают недостаточно эффективно не только из-за проблем с квалификацией или мотивацией. Все чаще у данной категории персонала тестируют особенности внимания и уровень освоения применяемых в банке или компании компьютерных программ.

Также все большее внимание в целях минимизации рисков уделяют организации «страховочно-перепроверочных», и в то же время «удобных» для персонала, вспомогательных бизнес-процессов. Поэтому, в частности, и запросы на проекты по применению Lean-технологий (бережливого производства) расширяются от сферы производства на офисы вообще, и финансовые службы, в особенности.

Коммерческие специалисты

В компаниях, где продажи и предпродажное взаимодействие осуществляется большим составом разноплановых специалистов, достаточно хорошо «чувствуют» и корректируют индивидуальные особенности каждого, так же, как и «подстраховывают» возможные ошибки того или иного сотрудника. Проблема при организации такого рода продаж заключается в том, что в менеджере по продажам хотят видеть и диагностируют напористость и лидерские качества, а специфика работы требует от них ровно противоположного – не личного лидерства, а командной работы, к тому же достаточно дисциплинированной и «зависимой» от правил игры, задаваемых коммерческим руководством. Диагностируемые мотивационные ожидания амбициозных и реально эффективных продавцов также часто сталкиваются с высокой планкой объема продаж, который они могут достигнуть и даже превысить, но правила премирования во многих компаниях необоснованно блокируют эти «запредельные» результаты.

В компаниях, где торговый персонал - самая массовая должность, проблемы диагностики связаны часто с выбором из кандидатов, не имевших опыта такой, или даже любой другой работы. Коммуникативные компетенции, как правило, специалисты - рекрутеры диагностируют достаточно точно. Однако проблемы возникают с диагностикой скрытой конфликтности и преобладающего мотивационного типа. Отбираемые кандидаты могут иметь выраженную инструментальную (главное – заработок) или даже профессиональную мотивацию (главное – профессиональное развитие). При этом, организация торговой деятельности в компаниях часто бывает построена с опорой на так называемую «патриотическую» мотивацию, в которой главное – не краткосрочный, а долгосрочный успех компании и продвигаемых ею брендов.

Могло бы все быть иначе – пример 2й:

Компания «переманила» к себе на должность ведущего менеджера по работе с ключевой для себя отраслью, известного и яркого специалиста. При оформлении в службе персонала специалист заполнил короткий опросник «НЗ», применяющийся в компании для индивидуального подхода к планированию карьеры, развития и управления каждым работающим специалистом. Результаты показали «зашкаливание» по шкале эгоистической направленности (направленности на себя) и готовности ради достижения личных целей идти «напролом». Первое лицо компании, пригласившее данного специалиста, было поставлено в известность, но результаты тестирования не показались ему настораживающими

Последствий долго ждать не пришлось. По результатам неполного первого года работы специалист посчитал несправедливым размер материального вознаграждения и несколько месяцев на всех своих публичных выступлениях, а также в переговорах с высокими представителями значимой для компании стороны, высказывал крайне негативные комментарии о системе работы компании и выполнении ею своих обязательств. Расторжение контракта с данным специалистом не смогло вернуть компании позитивной репутации в данной отрасли. Ситуация оказалась необратимой.

Рабочий персонал

Долгое время считалось, что для оценки рабочего персонала достаточно квалификационных экзаменов при решении вопроса о праве на более высокий разряд. И если на этапе трудоустройства представители рабочих профессий не заполнили применяющиеся в службе персонала опросники, то потом побудить их к какого-либо рода диагностике будет практически невозможно. Действительно, без объяснения целей любого тестирования ни рабочий, ни офисный персонал не будет участвовать в подобном мероприятии. Однако, как только идет речь о выдвижении в кадровый резерв, или о появлении внутренних вакансий, заинтересованные в изменении своего статуса сотрудники спокойно участвуют в любых отборочных мероприятиях.

Если же служба управления персоналом хочет получить полную картину мотивационного поля своей компании, в период, например, разработки новой системы материальной и нематериальной мотивации, можно предложить персоналу заполнить и тесты, и анкеты с открытыми вопросами, позволяющими дописать важные для человека комментарии. Однако подобного рода исследование лучше проводить анонимно, запрашивая в конце анкеты только выбор должностной группы, стажа работы, пола и возрастной группы отвечающего.

Так, при принятии решения о доли сдельной или переменной части оплаты труда, полезно учитывать не только рыночную информацию по каждой группе профессий, но и преобладающие типы мотивации своего персонала, существенно различающиеся даже в разных территориальных подразделениях одной компании.

Итак:

  1. Тестирование «под конкретную задачу», связанную с возможностью повысить свой статус, позитивно воспринимается и сотрудниками, и кандидатами.
  2. Массовое тестирование персонала «с непонятными для людей целями» может быть вредным и малоинформативным, хотя переход на анонимный формат несколько облегчает ситуацию.
  3. Наиболее системным решением является апробация и внедрение процедуры оценки «360 градусов», включающейся в регулярную аттестацию персонала, влияющей на формирование программы развития специалиста и предполагающей существенную часть анкетного и тестового самооценивания со стороны каждого сотрудника.
  4. Даже хорошо разработанная и внедренная в целостную систему управления персоналом процедура оценивания и самооценивания, требует постоянного мониторинга эффективности её применения. Следовательно, необходимо анализировать прогностические удачи и сбои данной системы, постоянно совершенствовать применяемый инструментарий и не забывать учитывать интересы самого персонала, желающего быть не исследуемым, а одним из заинтересованных «заказчиков» данной системы тестирования или оценки.
-2

Статья Елены Ксенофонтовой, вышедшая в "Справочник по управлению персоналом" в 2011 году, не потеряла свою актуальность и в 2022 году, когда вопрос рекрутинга квалифицированного сотрудника стоит особенно остро и крайне важна грамотная политика в отношении уже существующего персонала.