Мое школьное время прошло в 90е. Был у нас школьный предмет – ОБЖ, и я помню как на нем мы проходили тему: «Что делать в случае ядерной угрозы».
Могу ошибаться в точном названии темы урока, но я помню, что в случае такой угрозы нужно было как можно скорее бежать из зоны поражения в бомбоубежища, если нет бомбоубежища, то нужно искать углубления или овраги. А если видишь «гриб», то нужно сразу ложиться на землю, ногами к «грибу», прикрывая голову руками. Это всё, что я запомнил из того урока. Никто из нас серьезно к этому не относился. Ну во-первых, мы были школьниками, а во-вторых – «какая ядерная угроза, ну о чём мы говорим ребята!?»
Но вот в Советском Союзе, особенно в 50-е годы к этой угрозе относились более чем серьезно! И это не удивительно, ведь 6 августа 1945 года Штаты впервые опробовали ядерную бомбу в боевых условиях, сбросив её на Хиросиму, а 9 августа сбросили вторую ядерную бомбу на Нагасаки, это японские города.
В 50е годы у Сталина были серьезные опасения по поводу подобной ядерной атаки на советские города. Ведь СССР и США с 1945 года были в состоянии холодной войны.
В 1949 году ядерная бомба появилась и у СССР. Первый взрыв советской атомной бомбы был произведен на Семипалатинском полигоне. 29 августа 1949 г.
Имея такое серьезное оружие в своем арсенале обе мировые державы понимали о рисках возникновения ядерной войны.
В СССР всерьез готовились к возможному осуществлению ядерной войны.
Первое чем озаботился Сталин в вопросе ядерной безопасности, это — разработкой московской системы ПВО. Ведь в случае возможного ядерного конфликта, целью номер 1 окажется Москва, поэтому именно её и защищали. На японские города ядерные бомбы сбрасывали с самолета. Значит нужно было защищаться именно от воздушной атаки.
Вот как описывал разработку и введение этой системы ПВО Николай Детинов, работник ЦК КПСС занимавшийся вопросами обороны:
— Это были станции, которые осуществляли захват и поражение цели в каком-то секторе. Сталиным была поставлена задача — ни один самолет не должен прорваться к Москве. Уже к тому времени в 50-м году были ядерные бомбы, стратегические бомбардировщики. Каждый объект — это примерно 1000 кв. м, полузаглубленное помещение, набитое аппаратурой, бункеры, 60 зенитных ракет на стартовых позициях — на так называемых «выгонах». На расстоянии в 150 км строились станции раннего обнаружения, и 4 станции обнаружения в центре Москвы. Кроме того, были базы, на которых хранились и снаряжались зенитные ракеты, довольно большие, командные пункты, системы управления. В общем, громадный комплекс по тем временам. Эта программа была соизмерима с ядерным проектом.
В последующем, подобную систему ПВО планировали возвести вокруг всех крупных городов Союза.
Параллельно с этим разрабатывалась межконтинентальная баллистическая ракета(МБР). Ведь чтобы была возможность для нанесения удара по противнику, ядерную бомбу нужно как-то «доставить» на территорию противника. Самолетом это не просто сделать – собьют. А вот с помощью ракеты это сделать немного проще.
Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была успешно испытана в СССР 21 августа 1957 года, через год такая же ракета появилась и у американцев.
К началу 60-х годов у обеих стран появились и системы ПВО и МБР. Две сверхдержавы ощетинились друг на друга ядерным оскалом.
Пик ядерного противостояния пришелся на 16 октября 1962 года. Это событие получило название «Карибский кризис». Я не буду его подробно описывать в этой статье. Самое главное для планеты, это то, что в ночь с 27 на 28 октября брат действующего президента США Робби Кеннеди и советский посол Анатолий Добрынин договорились о деэскалации конфликта. К 20 ноября 1962 года Карибский кризис был разрешен.
Но напряжение и страх ядерной войны в обществе всё-равно оставались еще долго.
Наверное каждый, кто жил и учился в СССР помнят разъяснительные плакаты о том, как действовать в случае ядерной угрозы.
Такие памятки были в воинских частях и во многих муниципальных зданиях.
Порядку действий в случае подобной угрозы обучали со школы. Именно эта система обучения оставалась и в моё школьное время, а поэтому и я запомнил о том, как вести себя в случае ядерной угрозы.
До недавнего времени я даже не мог предположить, что нужно снова помнить о такой угрозе.
Или может быть я зря переживаю?