Глава 3. Колчак и Ленин. Сравнительные характеристики
Профнепригодность Колчака как политика очевидна, поскольку он никогда не лгал. Ни своим, ни врагам. Принципиально. Министры омского правительства умоляли адмирала пообещать Финляндии независимость и территориальные уступки в виде Карелии и Олонецкой губернии. За это финны были готовы выставить стотысячное войско в помощь белым при наступлении на Петроград. Эстония также предлагала помощь в обмен на независимость от России.
Но Верховный правитель Колчак не считал себя вправе раздавать земли бывшей Российской Империи. Полагал, что его задача чисто военная – отбить у большевиков власть и передать её всенародно избранному правительству. Оно и будет правомочно решать судьбы имперских владений. Соратники тщились внушить Верховному, что в политике обещать и выполнять – не одно и то же. Но Колчак не признавал двусмысленности.
В итоге малочисленная, менее девятнадцати тысяч штыков, группировка генерала Юденича была разбита превосходящими силами большевиков. Поход на Петроград провалился, и это было военное и политическое поражение белых. Они так и не смогли войти в столицы, а для России центрами власти исторически являлись только Москва и Петербург.
Ранее Колчак необратимо испортил отношения с Японией, отказав ей в просьбе использовать природные ресурсы Сибири, в том числе, построить на Байкале целлюлозно-бумажную фабрику.
В отместку японцы ущемили властные полномочия Верховного в Забайкалье и действовали там через послушного им атамана Семёнова. А стоило Колчаку издать указ об отстранении Семёнова, японцы пригрозили поддержать своего сателлита оружием. Их 100-тысячный войсковой контингент был самым многочисленным среди иностранных интервентов. А у Колчака в тылу не было сильных войсковых частей, чтобы поставить на место зарвавшихся «союзников».
В результате «читинский каторжник» (прозвище атамана Семёнова среди офицеров ставки Верховного) сохранил своё командное положение в Забайкалье. А японцы вырубили и вывезли из Забайкалья и Приамурья весь лес, какой успели, и под занавес присвоили взятую ими в залог в обеспечение оплаты за поставки оружия часть золотого запаса России. Кроме того, японские интервенты перед уходом из России в 1922году выгребли из банка во Владивостоке все золотые слитки и звонкую монету. Всего, по разным оценкам, японцы, используя русскую смуту, присвоили от сорока до шестидесяти тонн золота.
Александр Васильевич – герой проигранной войны. Далёкий от политики, как все русские офицеры, он после отречения Николая II имел несчастье поверить в демократию. Хотя ситуация не оставила ему выбора: с большевиками он был несовместим, оставались только народные избранники из Учредительного собрания.
Однако большевики не оставили белому движению ни одного шанса. Ни политического лидера, ни решимости к безоглядному беспределу у белых не имелось.
Поставьте умственный эксперимент: допустите, что Колчак захватил Ленина и его семью. И спросите себя: распорядился бы Верховный правитель умертвить их без суда и следствия, так же как Ленин поступил с семьей царя? Очевидно, что воин и христианин Колчак не был на это способен.
В 1919 году в руки колчаковской контрразведки попала мать главного палача императорской семьи Янкеля Юровского – Эстер Моисеевна. Она сообщила следователю, что о местонахождении сына ей ничего неизвестно. И старую женщину с миром отпустили.
Единственное сходство Ленина и Колчака, пожалуй, состоит в том, что оба жили на зарплату и в личном обиходе не допускали намёка на роскошь. Вся обстановка ленинской квартиры в Кремле даже не строгая, а какая-то сиротская, без признаков женской заботы. Стиль Ленина в одежде – опрятно и равнодушно.
И Верховный в Омске, у себя в резиденции, спал на солдатской койке и требовал от чиновников предельной сдержанности в правительственных расходах. Лично проверял сметы на закупку оружия, амуниции и даже отчёты о затратах на официальные приемы, чтобы не шиковали на казённые.
Тут сходство заканчивается. В расходах на ублажение немцев по условиям Брестского мира, на партийные нужды, на содержание агентуры Интернационала, на оплату «красных» китайцев, мадьяр, латышей и прочих наёмников – Ленин был азартный игрок и растратчик. На нужды мировой революции он буквально расшвыривал национальное достояние, включая золотой запас, сокровища российской короны и православной церкви.
В действиях Ленина по разбазариванию имперских земель и ресурсов всех видов выпукло прослеживается особенность его натуры: отсутствие инстинкта государственника. Людские и материальные ресурсы он рассматривал лишь как средство продвижения революционных идей, подчас совершенно иррациональных.
Неудивительно, что при своих вселенских амбициях Ленин испытывал дефицит финансов и вбрасывал в оборот фальшивки в виде обещаний, которые заведомо не собирался выполнять. Следовал известной формуле: денег нет, плати обещаниями.
Фальшивым оказался его Декрет о мире. Вместо обещанного мира без аннексий и контрибуций Ленин поднёс России на грабительских для неё условиях унизительную капитуляцию перед Германией и гражданскую войну. Посулив фабрики рабочим, на деле рабочих кинул.
Подарив специальным декретом 96 процентов всей пахотной земли крестьянам, спровоцировал их на грабёж имущества – казённого, частного, монастырского, расположенного на этих землях. А спустя короткое время ограбил уже самих крестьян, отняв весь хлеб, вынудил их к восстаниям и голодной смерти. Дарёную Лениным землицу большевики отнимут у крестьян и обобществят несколько позже.
Однако в нужные Ленину моменты народ покупался на его наживки. Ленин широко обещал всем и всё: романтикам – всеобщее счастье, сепаратистам – независимость от России. Про фабрики – рабочим, землю – крестьянам и прочее уже говорилось.
На фоне ленинской щедрости Колчак выглядел скрягой. Он всего лишь закрепил за крестьянами право пользоваться землями, которые те фактически обрабатывали.
Притом Верховный правитель специальным циркуляром запретил Деникину восстанавливать дореволюционные права помещиков на земельную собственность на Юге России (в Сибири это было неактуально, потому что исторически не имелось помещичьих землевладений).
Как видим, Верховный на подвластной ему территории страны правил справедливо, без тени лукавства. Но за ним не было чуда новизны, и народ за ним не пошёл.
Тогда как в «красной» России чародей Ленин искушал русских людей небывалыми чудесами, сулил им сотворить земной рай. И ему поверили1 .
Постылые добродетели честного адмирала на фоне военных неудач обеспечили ему политическое одиночество. Через год пребывания на посту Верховного правителя России он повторил судьбу последнего императора: был предан и тайно убит.
Ленин же оказался непревзойденным политтехнологом всех времён. Величайшие циники мира скромно отошли в тень ленинской стратегии захвата власти. Суть этого абсолюта умещается в трех пунктах. Но каких!
1. Обмануть всех, обещая каждому желаемое: крестьянину – землю, рабочему – фабрику, народам – всеобщий мир и благоденствие, далее – по списку (смотри «Декреты советской власти»). Для устранения помех пункту 1 задушить все средства массовой информации, кроме большевистских.
2. Отнять у всех всё: у буржуев средства производства и финансовые инструменты, у прочих групп населения – всякую недвижимость. По мере надобности отнимать у народа ценности, деньги, продукты питания, домашний скот и любые «излишки», включая одежду и личные вещи.
3. Сопротивление всех несогласных с пунктами 1 и 2 подавить системным террором. Наряду с активными контрреволюционерами подвергнуть террору все классово чуждые пролетариату элементы. Ввиду многочисленности этих элементов задействовать в индустрии массовых убийств, кроме Красной Армии и ВЧК, карательные отряды из иностранных наёмников и войсковые контингенты временных политических попутчиков – эсеров, анархистов, а также бандитов. После выполнения означенной задачи попутчиков ликвидировать.
И этот тотальный умысел большевики привели в исполнение. В результате уже сто лет одни русские молятся о невинно убиенных, другие бесчувственно повторяют мантру о неизбежных жертвах ради великой цели.
Я просил нынешних коммунистов на форумах: укажите мне пальчиком строки ленинского писания о пресловутой великой цели. Один партийный талмудист продекламировал про социализм, который есть советская власть, учёт, контроль плюс электрификация всей страны. Другой начётчик отослал меня в эйфорические грёзы Ильича о золотых сортирах и отмене денег. Все эти анекдоты из «научного коммунизма» 2 я сам помню со студенческих лет, как и ленинские фантазии об отмирании государства и замене регулярной армии вооружённым народом. Ничего существеннее этой «луйни» и сияющих неопределённостей прекрасного далёка за коммунистами не было и нет, поскольку номинальный основатель СССР конкретной социально-экономической моделью коммунистического рая в принципе не заморочивался. Ему это было неинтересно.
Житейское благополучие масс не имело никакого значения в сравнении с мировой революцией. Своей навязчивой идее Ленин безоглядно скармливал людей и ресурсы. Террор и реквизиции – способ существования большевиков-ленинцев 3.
Характерно, что ни сам Ленин, ни его Совнарком толком не знали, сколько классовых врагов они убили и сколько награбленного награбили. Судя по ленинским циркулярам, расстреливать и вешать следовало как можно больше. А из найденных в архивах расходных ордеров видно, что драгоценные камни и металлы на «нужды революции» выдавались чемоданами. Не каратами, не граммами и даже не пудами, а просто чемоданами!
Отнятое у крестьян зерно продотряды разворовывали и перепродавали целыми обозами. А тот хлеб, который все же доходил до элеваторов, гноили по бесхозяйственности тысячами тонн. Впрочем, отнимали так много, что на «нужды революции» всё равно хватало. Не хватало голодному народу, но это были его проблемы. Крестьяне восставали по всем губерниям. Восстания подавлялись с показательной жестокостью вплоть до применения отравляющих газов.
Безграничное насилие неизбежно переросло в массовый психоз. И большевики возглавили эти безумные преступные толпы.
Что сделано, то сделано. Большевики физически уничтожили дворянство и буржуазию плюс всех тех, кого они причислили к классовым врагам и кого после гражданской войны по инерции убивали на протяжении десятилетий. Ров социального неравенства завалили трупами и стали строить на этом новое общество. И даже верили, что построят…
Продолжение следует...
Глава 4. Сталин против Ленина. Победил или проиграл?