Найти тему
Aella

Мария Темрюковна: русская Анна Болейн?

Образы из фильма "Царь" + сериала "Грозный", о котором еще здесь не было, но надо бы. Итак, кто такая Мария Темрюковна и что у неё общего с Анной Болейн?

Начнем с исторических фактов.

1) Мария, как и Анна, была второй женой царя/короля. В случае Марии - это царь Иван Грозный, в случае Анны - Генрих VIII Тюдор. Однако уже здесь есть некоторые нюансы - если с браком Ивана и Марии все ясно-чисто-прозрачно-прилично (чем далеко не все его последующие браки отличались), то с браком Генриха и Анны все было очень непросто. Почему это важно? Вопрос о наследниках, ага. Когда законность наследника монарха сомнительна, потом возникают всякие, мягко говоря, неприятности.

2) По слухам, что Мария, что Анна обладали большим и негативным влиянием на своих мужей-правителей. Почему "по слухам"? Потому что как было на самом деле, сказать сложно. В конце концов, что у Генриха, что у Ивана были свои головы на плечах и после кончины супруг они тоже творили всякое.

3) Как вытекает из пункта второго - образы женщин демонизируются. И, если в случае с Анной еще есть некоторая неоднозначность, в современных интерпретациях её иногда изображают живым человеком, а не просто "хитрой-злой стервой-ведьмой", то в случае с Марией...

Её показывают мало где. То есть, фильмов-сериалов про Ивана Грозного сравнительно много, но Мария есть не везде. Что, в общем, логично - жен у Грозного был целый гарем, только относительно законных (одобренных церковью) четыре. Поэтому и мелькают в кадре Марфы Васильевны, Анастасии Романовны... или вообще никого, как в "Князе Серебряном". Мария есть в уже упомянутых "Царе" и "Грозном", если есть где-то еще - прошу в комменты, мне интересно.

Мария в фильме "Царь"
Мария в фильме "Царь"

В "Царе" экранного времени на Марию отводится удивительно много. Нет, вообще мало, но с учетом того, что фильм вообще-то не про неё - много. Это злая и жестокая, но по-детски игривая, любящая посмеяться красивая женщина, с которой в кадре Иван Грозный иногда выглядит, как дед с внучкой. Сам факт разницы в возрасте соответствует истории (Иван был старше Марии на пятнадцать-шестнадцать лет), но здесь порой кажется, что все-таки перегнули. Тем более, что здешний царь вообще явно неравнодушен к маленьким девочкам (допустим, неравнодушен только в платоническом смысле, но все равно).

Марию здесь, как и Анну Болейн в некоторых источниках, недолюбливают в народе. В фильме даже есть отдельный эпизод, где Марию сравнивают с "блудницей вавилонской", и это явный намек не только на слишком вольное поведение (о котором, кстати, и не говорили прямо, в отличие от Анны, Мария в измене мужу не обвинялась), но и на религиозный аспект. Выделить это отдельным пунктом, что ли?

4) В жизни обеих женщин остро встает вопрос веры и религии. В случае Анны это ситуация с разными ветвями христианской церкви (католичеством и англиканством) в Англии, в случае Марии - ситуация с православным христианством и язычеством. Несмотря на крещение и венчание, своей для народа она все же не стала. Тема язычества не особо упоминается в "Царе" (разве что в общем образе женщины, которая не судит себя по христианским законам, и поэтому одновременно весела и бессовестна), но раскрывается в "Грозном".

Мария в сериале "Грозный"
Мария в сериале "Грозный"

Здесь (правда, очень-очень быстро) показана история знакомства Ивана с Марией, то, с чего все начиналось и откуда она вообще взялась. Эта Мария, хоть все еще молода, но уже явно не девочка, а амбициозная женщина, которая хочет замуж за царя и сделать этого самого царя максимально могущественным. Властная, страстная, подчас жестокая. Она верит в гадания и магию, она более явно показана экзотичной, чем Мария из "Царя"... но на самом деле они очень похожи. Общий образ один и тот же, что логично, поскольку речь идет об одной и той же исторической личности.

Но стоит заметить, что этот образ можно было бы сделать и другим, дефицит достоверной информации о Марии Темрюковне позволяет. В конце концов, с учетом политической обстановки на Руси того времени, было бы вполне логично показать Марию под другим углом - не однозначной стервой, а женщиной, которую не любили просто за то, кто она есть (изначально язычница, дочь черкесского князя, вторая жена царя после первой, с которой её не могли не сравнивать). А, поскольку этой первой была Анастасия, которую обожал сам царь и ценил народ, плюс после смерти её закономерно идеализировали еще больше... Были ли тут шансы у Марии?

И да, это уже последний пункт.

5) И Марию, и Анну Болейн сравнивали с предыдущими королевами/царицами, которые многое делали для народа. Что уже изначально предполагало контекст - "не та", "не то". "Дайте нам нашу прежнюю добрую царицу/королеву, эта по сравнению с ней злая!".

Выводы?

В кино любят показывать стерв, даже когда можно иначе.

Ваша Аэлла.

И тут еще разной истории, России и не только.

#фильмы #сериалы #царицы #женщины в истории #российское кино #женские образы #российские сериалы #исторические сериалы #история россии #исторические личности