Триболюминесценция - физическое явление, которое можно наблюдать, например, при разрушении (перетирании) кристаллов сахара. Не знаю, пробовал ли кто-нибудь дробить молотком куски рафинада в полной темноте, но, говорят, при этом можно увидеть красивую синеватую вспышку (а если попасть по пальцу, то - яркую жёлтую). Утверждают также, что триболюминесценция возникает в кристаллах льда, кварца и многих других. Если это так, то колоть лёд в ночи может быть интересным занятием - именно с точки зрения физики.
Во время афганской кампании, столь бездарно про...игранной доблестными войсками США, американский фотограф Майкл Йон, снимая взлёты и посадки боевых вертолётов, обратил внимание на странное явление, особенно хорошо заметное в тёмное время суток: в условиях пустыни интенсивно вращающийся пропеллер образует светящееся кольцо, как если бы на кончиках лопастей установили светодиоды.
Йон, как истинный патриот, решил дать этому явлению название ЭФФЕКТ КОППА - ЭТЧЕЛЛСА, в честь двух солдат, погибших в бою - рейнджера армии США Бенджамина Коппа и британского солдата Джозефа Этчеллса, погибших в бою в Сангине, в июле 2009 года.
Странно, что вертолёты существуют не один десяток лет, однако это явление заметили (или, точнее, обратили на него пристальное внимание) лишь недавно. Учёные тут же начали гадать, в чём же тут может быть причина. И пришли к выводу, что светящийся диск образован металлическими искрами, подобными искрам, возникающим при шлифовании металла. Винты вертолетов снабжены противоизносными щитками вдоль их передних кромок для защиты лопастей. Эти абразивные полоски часто изготавливаются из титана, нержавеющей стали или никелевых сплавов, которые очень твердые, но не такие твердые, как песок. А поскольку песка в жарком афганском воздухе, особенно у поверхности земли, предостаточно, это всё и объясняет.
Однако есть и другая точка зрения - в образовании светящегося диска вполне может играть роль как раз та самая триболюминесценция, когда мелкие частицы кварцевого песка в воздухе разрушаются лопастями винта, и это тем более вероятно, что скорость самых крайних точек лопастей максимальна.
Так или иначе, но военные лётчики от данного явления страдают, по любому, ведь ЭФФЕКТ КОППА - ЭТЧЕЛЛСА если и не приводит сам по себе к эрозии поверхностей лопастей винтов и пропеллеров, то, как минимум, постоянно напоминает об ежесекундном истирании этих важных частей лётных аппаратов.
К тому же, свет от данного эффекта может мешать пилоту видеть, особенно при использовании оборудования ночного видения. Это может затруднить безопасную посадку и вызвать пространственную дезориентацию.