Найти в Дзене

Вега 120 - чудеса рационального звука

Всем привет! С вами Дядя Джек!

Я тут недавно начал разбираться со схемами усилителей. Ну как. Учебников чуток прочитал. И теперь смотрю, чего я вообще могу.

Этот сегодняшний обзор он как раз из этого цикла. В нем будет усилителей 10.

И сегодня второй из них.

На звук у него есть приятная басовитость, и при этом небольшой смаз на верхах. Мощность всего 10 Ватт на канал.

По большому счету для полочников аппарат, но 25 АС тоже раскачивает.

Вега 120

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/wega10u120s.html

В общем-то он на дизайн весьма не плох.

В некотором роде он усилитель из Вега 109. Только вот баса в нем побольше, и верх подсмазан почему-то.

Ну что? Полезли в схему? Попробуем разобраться, что тут к чему?

В общем отрываю и пребываю в шоке.

Первым делом сигнал после селектора входов попадает на микросхемы ОУ, в ООС которых цепи коррекции с винила.

Т.е. они туда и с иголки сигнал, и с магнитофона и с тюнера. Все 3 в один вход. А цепи коррекции АЧХ, они из выхода этих ОУ в противофазный вход.

И если с винилом все ясно. Штатный режим. То как же тут магнитофон-то?

Всмотрелся. Оказывается перключатели входов они на 4 группы. Т.е. 2 канала, и еще 2 внутренних режима.

Причем эти внутрение они в основном на кнопке входа звукоснимателя. Т.е. с винила.

Там если кнопка нажата, то все как есть. Но если она не нажата. То оказывается, что выход микросхем подается напрямую в этот инверсный вход. Цепи никто не отключает, но просто паралельно с ними идет сигнал с выхода ОУ.

Т.е. в этот момент эти микросхемы ничего не усиливают. Но обеспечивают согласование входного сопротивления. А усиление у них 1:1. И АЧХ линейная.

Дальше сигнал следует на кнопки МОНО, фильтров ВЧ и НЧ, и кнопку ослабление.

После них сигнал раздваивается.

Он идет сразу на вход еще одного ОУ и тут же на пассивный регулятор тембров. Выход которого приходит в инверсный вход ОУ.

Т.е. тембры вроде бы в ООС стоят. А вроде бы и нет. Они как то вокруг Диф-Каскада, подавая один сигнал в одно плечо, а скорретированный в другое.

Выход этих ОУ подвергается регулировке громкости. При этом там же и цепи отключаемой тон-компесации. Но она не в ООС. Она напрямую. Причем и резисторы регуляторы громкости без дополнительных отводов. Обычные 3х-ногие.

Дальше еще один ОУ. Казалось бы тонкомпенсацию логично ему так же как тембры залить. Ан нет. У него в ООС регулятор баланса.

Но подождите. ООС ведь регулирует уровень гармоник. А тут что выходит? У нас тут тонкомпенсированный регулятор баланса что-ли??? Увел звук в правый канал, а в левом верха и басы подросли?

Это вообще как? Это зачем? Но вот оно так здесь.

Дальше следует мощник.

Тут вообще технологии на технологиях.

Меня такому в учебниках не учили. Но я понимаю, что вижу.

Здесь диф-каскад на комплиментарной паре. На однокристальной.

Красиво. Но при этом вверху у него стоит каскод. Сразу на оба плеча одним транзистором.

Над транзистором стоит резистор. С которого напряжение идет дальше по схеме.

Т.е. здесь стоит и диф-каскад, и каскод, и усиление напряжения. Все в одной цепи. Что называется 3 в одном.

При этом вход полезного сигнала через 2 фильтра. Один верх валит, а другой басы. Уж не знаю что это и зачем. ООС при этом тоже с фильтром по верхам.

А на входе еще какая-то защита хитрая. Она на выходе на логических микросхемах мониторит сигнал, а на входе в любой момент готова заземлить полезный сигнал.

Но я вот не понимаю. От полезного сигнала защита тут есть. А от сгоревшего транзистора в схеме мощника выходит нет? Как так-то? Зачем а такая навороченная защита, которая не защищает от самого главного?

От чего она вообще? Тут же 10 Ватт.

На 109й такого не было. А тут есть. А зачем?

Дальше сигнал идет на фазоинверсную цепь. Там же в ней и транзистор термостабилизации. И там же еще один транзистор защиты, готовый сигнал на землю посадить.

Или я чего не понимаю еще? Что за защита на защите? От кого здесь столько обороны??? Это же 122я дека хлопает по питанию в колонки. А тут-то 120я. В ней-то зачем?

Ну а дальше там пара каскадов по Дарлигтону и Шеклаи и порядок. 10 Ватт же всего. Тут особо много наворотов не нужно.

Но вот я думаю. Где здесь гармоники? Басовитость ведь поддали. А где? А верх смазан? Почему на 109й нет ни басовитости, ни по верхам проблем.

А тут вот и до и другое. Вроде схема как схема. Все есть. И каскод есть.

Разве, что вот эти фильтры на входе. Они почему-то фильтруют полезный сигнал, а ООС наоборот выходит басы держит.

Или что это здесь? В общем вроде просто усилитель. Я ничего не понял тут. Откуда чего берется? В Кумире было понятнее.

А тут видимо недоубранные искажения. А такие недоубранности - их вообще не видно сходу. Это видимо номиналы резисторов и конденсаторов не те стоят, которые должны идеально гармоники убирать.

Но такое мне еще не по силам. В Кумире было понятнее. Там просто схема была с генератором гармоник. Это видно было. А здесь ничего нет.

Вот такие дела.

Спасибо, что вы со мной!

***