Найти тему
Исторические мелочи

«Кайзер фон Руссланд» Николай I

Поскольку в связи с разворачивающимися событиями ничего длинного и при этом путного у меня не получается, сегодня просто посмотрим несколько интересных портретов российского императора Николая I в иностранных мундирах.

Напомню, российские императоры, как и многие монархи других стран, числились шефами воинских частей в иностранных армиях. Звание «шефа» изначально в европейских наемных армиях означало человека, который на свои средства нанимал ту или иную часть (обычно – полк), которая и получала свое название по его имени. Реальное командование частью, ее обучение и «сколачивание» осуществлял полковник. Шеф же мог возглавлять собранный «вокруг его имени» полк только непосредственно в период боевых действий. А мог и не возглавлять.

К середине XIX в. звание шефа в большинстве случаев превратилось в формальную или почетную должность, тем более тогда, когда оно жаловалось иностранным монархам – в знак дружественных или союзнических отношений между государствами или династиями.

Поскольку наиболее близкими союзниками России на протяжении большей части царствования Николая I были Пруссия и Австрия, император оказался запечатлен в мундирах этих стран на целом ряде портретов.

На первом из них - работы Франца Крюгера Николай Павлович изображен в мундире прусского 6-го кирасирского полка (Император России ) (6.Kürassier-Regiment (Kaiser von Russland). Шефство над полком тогда еще Великий Князь Николай получил в 1819 г. Впоследствии полк носил имя Николая I вплоть до расформирования германской армии после Первой мировой войны.

Следующий портрет принадлежит кисти неизвестного художника и изображает Николая I в венгерском генеральском мундире австрийской армии. Еще до официального преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию венгерские части армии этой монархии имели отличия в униформе от частей, формировавшихся в других областях империи. Поскольку Николай был шефом венгерского гусарского полка (см. ниже) он получил право носить мундир в гусарском стиле, установленный для венгерских генералов австрийской армии – красные доломан и чакчиры, белый ментик с золотым металлическим прибором. Какой конкретно чин Николай имел в Австрии, я информацией не располагаю, возможно, кто-то подскажет. На заднем плане в контексте изображения Николая как австрийского генерала представлены австрийские драгуны.

-2

Как уже было сказано выше, Николай I был шефом венгерского полка австрийкой армии, а именно 9-го гусарского (Husaren-Regiment Nr. 9). Шефствовал он над ним с 1833 г. Год окончания шефства неясен, но в 1849 г., после подавления венгерского восстания, в полк был назначен новый шеф.

В нашем распоряжении есть работа Адольфа Ладюрнера, изображающая Николая I на балу в 1830-е гг., облаченного в мундир своего подшефного венгерского гусарского полка.

-3

Также мы можем видеть, по-видимому, более поздний (1838 г) погрудный портрет Николая Павловича в мундире того же полка, выполненный Иваном Винбергом.

-4

Наконец, в качестве своеобразного бонуса. Портрет Николая I работы Франца Крюгера, изображающий императора на этот раз в русском мундире, а именно красном («праздничном») вицмундире Кавалергардского полка.

-5

Учитывая, что Николай с 1831 г. и до своей смерти был шефом другого полка той же бригады (и в каком-то смысле «конкурирующего») – Лейб-гвардии Конного, портрет императора в образе кавалергарда в определенном смысле уже редкость. Но во внешнем виде Николая Павловича на данном портрете есть еще одна особенность – на шее надета орденская цепь прусского Ордена Черного орла. Было бы любопытно разобраться с датировкой портрета и причиной позирования императора именно с этой наградой.

Цепь Ордена Черного орла
Цепь Ордена Черного орла

Моим первым предположением было то, что Николай позирует с орденом сразу после его получения. Но нет – орден Черного орла с цепью он получил еще в 1809 г., в возрасте 12 лет. Следующей моей гипотезой было, что император позирует с прусской наградой в преддверии/сразу после русско-прусских Калишских маневров 1835 г. Нет, тоже не подтверждается. «Википедия» датирует этот портрет просто – XIX век. Между тем датировку можно сильно уточнить. На груди императора имеется «пряжка»-знак отличия беспорочной службы. При увеличении можно рассмотреть на нем цифры «XXV», то есть 25 лет службы в офицерских чинах. Этот знак Николай получил в 1840 г, а в 1845 г. цифры на знаке сменились, соответственно, на «XXX». Следовательно, портрет написан в период 1840-45 гг. А вот, с чем связано акцентированное изображение Николая в данном случае именно с прусской наградой, осталось неразгаданным. Возможно, у кого-то будут предположения или даже точная информация на этот счет.

Все приведенные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.