Найти тему
Жизнь советского человека

Первый в мире таран на большой высоте. Что стало с участниками боя?

В конце лета — осенью 1941 г. под Москвой складывалась непростая обстановка, летчикам все чаще приходилось отражать налеты немецких бомбардировщиков, уничтожать одиночные вражеские самолеты-разведчики. В составе 27-го авиационного полка защищал небо над столицей лётчик Катрич Алексей Николаевич.

Он родился в украинской крестьянской семье. Ещё до войны закончил лётное училище и с 1938 года служил в истребительном полку Московского военного округа.

Алексей Катрич
Алексей Катрич

11 августа Катрич вместе со своим ведомым Медведевым находился на боевом дежурстве. Около 10 утра по тревоге дежурное звено подняло свои высотные истребители МиГ-3 в небо, задачей пилотов было обнаружить и уничтожить немецкий самолет-разведчик, замеченный в районе города Осташкова. Сразу после взлета у Медведева начались неполадки с двигателем и ему пришлось вернуться. Катрич полетел на задание один.

При подлете в указанный район летчик приступил к поискам. Постепенно набирая высоту, он вскоре обнаружил белую полосу в небе — след от немецкого бомбардировщика, уходящий в направлении на железнодорожный узел Бологое.

Взяв курс параллельно инверсионному следу, Катрич начал преследование, постепенно уходя вверх. Пройдя отметку в 6000 м, летчик наконец обнаружил выше себя и на некотором удалении немецкий самолет — высотный бомбардировщик Дорнье-217. Самолеты этого типа довольно часто использовались противником для ведения разведки.

Вражеский самолет летел над железной дорогой Ленинград—Москва, производя аэрофотосъемку стратегически важного магистрального пути. Катричу необходимо было подобраться к противнику незамеченным как можно ближе, чтобы ударить по цели наверняка.

Набрав примерно одинаковую с немецким самолетом высоту 8000 м, лейтенант увеличил скорость и начал сокращать расстояние. На руку пилоту работало то, что солнце светило ему в спину, ослепляя при этом противника и позволяя ему подобраться незаметно максимально близко. На расстоянии 100 м летчик открыл огонь и сразу же поразил стрелка и левый двигатель, но Do-17 продолжил полет, повернув к немецким позициям.

После тарана
После тарана

Лейтенант перезарядил оружие и вновь нажал на гашетку, но очереди не последовало. Вражеский самолет уходил все дальше на запад, унося с собой собранные разведданные. В этой ситуации Алексей Катрич принял решение идти на таран.

Зайдя слева от противника, винтом пропеллера летчик ударил по хвосту Do-17, повредив стабилизатор. Действуя четко и хладнокровно, Катрич сумел увести свой МиГ от столкновения. Его самолет, не смотря на полученные повреждения, оставался на ходу. А противник, заваливаясь на крыло, начал снижение. В какой-то момент он смог выровнять свой самолет, но вскоре вновь потерял управление и разбился о землю недалеко от села Старица.

Зафиксировав место падения вражеского разведчика, Катрич благополучно вернулся на свой аэродром. Единственной поломкой самолета оказались загнутые лопасти винта.

Пилотом сбитого самолет-разведчика оказался подполковник люфтваффе, а аэрофотоаппараты вместе с пленками удалось демонтировать и отправить в Москву.

За этот подвиг, спустя 2,5 месяца, лейтенанту Катричу присвоили почетное звание Героя Советского Союза. Летом 1943 года лётчику-профессионалу решили передать самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза из Саратовской области И. Фролова. На следующий год земляки Алексея Катрича из Харькова преподнесли ему самолёт Як-9 с именной надписью. На него собрали деньги сотрудники городского управления лесного хозяйства.

Алексей Николаевич рядом с именным самолётом
Алексей Николаевич рядом с именным самолётом

За период Великой Отечественной войны Катрич записал на свой счёт (лично и в группе) 14 самолётов врага, сбитых за 27 боёв.

После войны Алексей Николаевич продолжил службу в советской авиации, управлял различными типами самолетов, в том числе и многими реактивными. Ушел в отставку будучи генерал-полковником, отдав службе 52 года своей жизни.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.