В конце лета — осенью 1941 г. под Москвой складывалась непростая обстановка, летчикам все чаще приходилось отражать налеты немецких бомбардировщиков, уничтожать одиночные вражеские самолеты-разведчики. В составе 27-го авиационного полка защищал небо над столицей лётчик Катрич Алексей Николаевич.
Он родился в украинской крестьянской семье. Ещё до войны закончил лётное училище и с 1938 года служил в истребительном полку Московского военного округа.
11 августа Катрич вместе со своим ведомым Медведевым находился на боевом дежурстве. Около 10 утра по тревоге дежурное звено подняло свои высотные истребители МиГ-3 в небо, задачей пилотов было обнаружить и уничтожить немецкий самолет-разведчик, замеченный в районе города Осташкова. Сразу после взлета у Медведева начались неполадки с двигателем и ему пришлось вернуться. Катрич полетел на задание один.
При подлете в указанный район летчик приступил к поискам. Постепенно набирая высоту, он вскоре обнаружил белую полосу в небе — след от немецкого бомбардировщика, уходящий в направлении на железнодорожный узел Бологое.
Взяв курс параллельно инверсионному следу, Катрич начал преследование, постепенно уходя вверх. Пройдя отметку в 6000 м, летчик наконец обнаружил выше себя и на некотором удалении немецкий самолет — высотный бомбардировщик Дорнье-217. Самолеты этого типа довольно часто использовались противником для ведения разведки.
Вражеский самолет летел над железной дорогой Ленинград—Москва, производя аэрофотосъемку стратегически важного магистрального пути. Катричу необходимо было подобраться к противнику незамеченным как можно ближе, чтобы ударить по цели наверняка.
Набрав примерно одинаковую с немецким самолетом высоту 8000 м, лейтенант увеличил скорость и начал сокращать расстояние. На руку пилоту работало то, что солнце светило ему в спину, ослепляя при этом противника и позволяя ему подобраться незаметно максимально близко. На расстоянии 100 м летчик открыл огонь и сразу же поразил стрелка и левый двигатель, но Do-17 продолжил полет, повернув к немецким позициям.
Лейтенант перезарядил оружие и вновь нажал на гашетку, но очереди не последовало. Вражеский самолет уходил все дальше на запад, унося с собой собранные разведданные. В этой ситуации Алексей Катрич принял решение идти на таран.
Зайдя слева от противника, винтом пропеллера летчик ударил по хвосту Do-17, повредив стабилизатор. Действуя четко и хладнокровно, Катрич сумел увести свой МиГ от столкновения. Его самолет, не смотря на полученные повреждения, оставался на ходу. А противник, заваливаясь на крыло, начал снижение. В какой-то момент он смог выровнять свой самолет, но вскоре вновь потерял управление и разбился о землю недалеко от села Старица.
Зафиксировав место падения вражеского разведчика, Катрич благополучно вернулся на свой аэродром. Единственной поломкой самолета оказались загнутые лопасти винта.
Пилотом сбитого самолет-разведчика оказался подполковник люфтваффе, а аэрофотоаппараты вместе с пленками удалось демонтировать и отправить в Москву.
За этот подвиг, спустя 2,5 месяца, лейтенанту Катричу присвоили почетное звание Героя Советского Союза. Летом 1943 года лётчику-профессионалу решили передать самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза из Саратовской области И. Фролова. На следующий год земляки Алексея Катрича из Харькова преподнесли ему самолёт Як-9 с именной надписью. На него собрали деньги сотрудники городского управления лесного хозяйства.
За период Великой Отечественной войны Катрич записал на свой счёт (лично и в группе) 14 самолётов врага, сбитых за 27 боёв.
После войны Алексей Николаевич продолжил службу в советской авиации, управлял различными типами самолетов, в том числе и многими реактивными. Ушел в отставку будучи генерал-полковником, отдав службе 52 года своей жизни.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.