Найти тему
Уроки фотографии

Динамический диапазон - с чем сталкивается фотограф кажыдй день!

Динамический диапазон камеры (далее ДД) - такой ли он динамичный! Давайте разбираться!) Мы видим нашу любимую кошку у окна, хотим сделать красивое фото:

и каково же наше удивление, когда мы посмотрели на получившийся результат:

-2

Почему фотография получилась темной?

Дело в том, что наш фотоаппарат даже не догадывается о том, что происходит в окружающей его среде, и понятия не имеет, какую фотографию мы хотим получить!

Все, что он знает, это то, насколько сильно эта самая окружающая среда светит в него!

Свет из окна очень интенсивный, и наш фотоаппарат «рассуждает» так: «Что-то очень ярко светит в мой объектив, значит тут очень светло. И значит я постараюсь изо всех сил прищуриться и сделать фотографию потемнее!»

С этим очень легко бороться! нужно увеличить экспозицию! если вы у вас есть опыт работы с фотоаппаратом, то вы знаете как это сделать! если вы толко начинаете знакомиться! То учиться проще на полуавтоматических режимах Р или Аv - можно выбрать на колесике сверху фотоаппарата!

Фотоаппарат продолжит работу в полностью автоматическом режиме, но теперь мы сможем ему “подсказывать”, что именно мы хотим получить! И делать это очень легко! В вашем фотоаппарате обязательно есть подобная штука:

-3

Говоря простым языком - это ваша возможность сказать своему фотоаппарату: «Снимай темнее (или светлее)», при этом не вникая в подробности его работы!

Смещая бегунок в сторону плюса фото будут светлее, а в сторону минуса темнее!

-4

На более дорогих фотоаппаратах, независимо от марки, есть два колесика. В этом случае управление этой шкалой происходит обычно верхним колесом.

Если аппарат попроще, то у вас одно колесико, но обязательно есть вот такая кнопка.

-5

В этом случае зажмите её и держите нажатой, далее крутите колесико!
У Фуджи для этого есть специальное отдельное колесико наверху!

Итак, у нас включен режим «Р»(или Аv), мы делаем фото, и если оно получилось темное, как на примере с котом, то просто начинаем крутить колесико, чтобы бегунок этой шкалы сместился в сторону плюса. Например, ставим на +1, снова делаем фото, и оно получается ощутимо светлее. Если все равно темновато, крутим еще, например, на 1,5 или на 2, и следующее фото получается еще светлее.

Данное действие называется “коррекция экспозиции”. Экспозиция - это количество света, попавшего в ваш фотоаппарат. От ее коррекции зависит, насколько темная или светлая будет фотография!

На самом деле вы довольно часто пользуетесь этим страшным термином, сами того не зная, когда фотографируете на телефон!

У большинства телефонов, когда он показал то место, где он сфокусировался, или вы выбрали место, «тыкнув» по экрану, рядом появляется «солнышко», которое вы можете поднять или опустить, сделав фото темнее или светлее – в этот момент вы делаете коррекцию экспозиции!

Логика и мышление камеры телефона в этот момент точно такие же, как в вашем фотоаппарате! При желании, не имея под рукой камеры, вы можете тренироваться на телефоне!

Это может показаться сложным, но чем новей ваш фотоаппарат, тем реже вы будете ему подсказывать, а чем больше вы будете снимать, тем больше будете не задумываясь делать корректировку в каких-то сложных ситуациях!

Мой совет: заведите привычку как можно чаще смотреть получившиеся фото и анализировать их, если фотоаппарат снял темнее или светлей, чем вы хотели. Чтоб понять, почему так произошло!

Привычка постоянно смотреть получившиеся фотографии очень важна! Очень часто у начинающих фотографов (особено тех, кто снимает всегда в «М» реж име) бывают такие ситуации: они снимают пару, стоящую в тени дерева, настроили фотоаппарат на эти условия, а модели, развеселившись, выскочили из тени на солнце, фотограф от волнения (которое всегда будет на первых съемках) не обратил внимания, и продолжил снимать на тех же настройках. В итоге все фото на солнце оказались засвеченными!

Поэтому приучите себя постоянно поглядывать на фото, которые получаются. Со временем это станет неосознанной привычкой!

Это абсолютно нормальная ситуация и для профессиональных фотографов, когда вам нужно время подстроить фотоаппарат!

Вы хотите сфотографировать человека! Сделали первый “пристрелочный” кадр, посмотрели. Получилось темновато. Сделали сильную коррекцию в сторону плюса! Получилось светлей, чем надо - вернули чуть-чуть назад. Посмотрели - результат понравился! А теперь просим нашу модель позировать!

Даже при съемке на полуавтоматических режимах у фотоаппарата могут быть неточности и сбои, поэтому независимо от того, на каком вы снимаете режиме, вам нужна привычка смотреть, что вы сняли, и анализировать это!

Сделать фото темней или светлее очень легко. Но есть одна проблема!

ВАЖНО: Мы влияем сразу на все фото! И не можем повлиять только на его часть!

Кот стал светлее, но и все вокруг стало светлее, а вид за окном вообще почти исчез!

-6

Проблема в том, что современные фотоаппараты, даже самые дорогие, не могут на одной фотографии одновременно передать хорошо детали в очень светлых участках и в очень темных!

Речь не идет о просто светлом и темном, а именно об очень темных и очень светлых участках!

И на самом деле чаще всего проблема именно в светлых деталях, так как они отражают свет, и как будто «светятся». Из-за чего получаются сильно яркими!

Например, молодожены. В яркий солнечный день невеста вся в белом, жених в черном. Как бы вы ни старались, вы всегда будете выбирать, какую фотографию получить: ту, где хорошо будут видны все детали белого платья, но детали черного пиджака будут еле различимы, или показать хорошо детали в тенях, но при этом платье будет просто белым пятном на фотографии, на котором не видно текстуры!

Белое платье максимально сильно отражает солнечный свет прям в наш фотоаппарат: мало того, что фотоаппарат захочет ««прищуриться», так для него будет слишком большой перепад между черным пиджаком и «светящимся» платьем, и он не сможет показать одинаково хорошо и то, и другое!

Но если мы зайдем в тенёк, то на белое платье не будут святить прямые солнечные лучи, и уже не будет такого сильного контраста между черным и белым - все будет легко!

Мы можем либо ослабить яркость светлого, либо попробовать наоборот! Когда мы снимали кота у окна, и кот получился классным, а небо просто белым («выжженное»). В данной ситуации с небом мы нечего сделать не можем, а вот с котом можем!

Говорим фотоаппарату: «Снимай темней» до тех пор, пока яркость неба нас не устроит. Да, кот станет совсем черным (фотографы называют это «проваленным»), но небо нас устраивает! После этого нам надо просто чем-то очень сильно осветить кота! Чтобы он стал таким же ярким, как и все на улице! Для этого отлично подойдут фотовспышки!

Важно: речь идет именно о контрасте черного и белого в одном кадре!

Если мы будем снимать, как на северном полюсе белые медведи играют в снежки, у нашего фотоаппарата не будет проблем!

Он конечно захочет прищуриться, но мы сдвинем бегунок в плюс, и все! Мы видим следы на белом снегу, видим шерсть у белых медведей и облака в небе. и тд! Детали в белом очень хорошо проработаны, даже если у вас совсем недорогой фотоаппарат!

Но тут к нам в кадр приходит команда бурых медведей играть вместе с белыми, то начинается беда - большой контраст!

Для того, чтобы мы могли нормально разглядеть бурых медведей, нам придется сказать фотоаппарату: «Снимай светлее», и у нас все получится - мы сможем увидеть детали бурых медведей, их шерсть и тд!

Но светлее станет всё! А значит белые медведи, снег, небо и тд. будут просто белым пространством без текстуры, по которому бегают хорошо проработанные в деталях темные медведи.

В зависимости от времени суток, яркости солнца и тд. эта разница может быть не так критична, но все равно она будет! Вы еще не раз убедитесь, что основная работа фотографа это не управление фотоаппаратом, а поиск подходящих мест для съемки, нужного света, цвета и подходящей одежды для модели!

Если создать идеальные условия не получается (такое тоже бывает не редко), то мы всегда должны решать, что в кадре главное!

Наличие главного в кадре - это один из важнейших моментов композиции, но об этом позже!

Итак, молодожены. Разумеется нам надо показать платье невесты - оно красивее, дороже и важнее!

Но если нам надо получить несколько фото, где костюм жениха будет тоже классным, а повлиять на свет не можем, то просто снимите жениха одного! Ведь все эти проблемы возникают, только когда в кадре одновременно есть и белое, и черное! Либо невеста может обнять его сзади: ее платье спрячется за женихом, и мы можем круто снять пиджак, и даже если где-то будут видны кусочки засвеченного платья - это не критично!

Вернемся. Наши косолапые играют в снежки: вот бурый медведь очень эмоционально целится снежком. Нам нужна такая яркость (экспозиция), чтобы мы видели каждую волосинку на его морде, и хитрый прищур глаз. И уже не так важно, как у нас получились белые медведи! Но в следующем кадре снежок попадает в белого, и тут нужно, чтобы мы именно его хорошо видели, а бурый медведь пусть будет слишком темным - внимание зрителя будет уже на белом, и экспозиция должна быть по нему!

Если нет возможности показать правильную экспозицию (яркость) всей фотографии, то показывайте правильно то, что важнее в кадре! Экспонироваться надо по главному объекту!

Снимать подобное событие на полуавтомате будет намного проще, чем на «М»

Это называется Динамический Диапазон (ДД) - способность фотоаппарата (а точнее его матрицы) показать в одной фотографии светлое и темное! Чем ДД фотоаппарата больше, тем больше он сможет показать деталей и там, и там, при сильном контрасте светлого и темного в одном кадре! Чем ДД меньше, тем чаще вы будете стоять перед выбором, какую фотографию сделать - такую, чтобы были видны детали в тенях, или в светлых частях! ДД даже самых дорогих и современных фотоаппаратов намного хуже, чем ДД наших глаз. Поэтому глазами вы практически всегда видите детали в темном и светлом, а фотоаппарат не может!

На данный момент негласно считается нормой, когда, например, делают фотографию в помещении, а вид за окном получается засвеченным и т.д.

Еще одна сложность, что производители практически нигде не афишируют характеристики ДД своих фотоаппаратов, и узнать их сложно! Я находил эту информацию только на каких-то сторонних сайтах без убедительных подтверждений, что это правда!

Не советую переживать об этом! Если вы подписаны на мой ютуб канал https://www.youtube.com/channel/UCJfs2UWI-7MazbTrRSbx7Sw , то там я часто сравниваю самые разные камеры разных классов, дешевые старые с современными дорогими, и разница в ДД, конечно, есть, но не принципиальная!

Её хватает, чтобы маркетологи могли сказать, что в новом фотике ДД стало круче. Но ее практически не возможно увидеть на реальных съемках! Она есть, но это не значит, что вы купили самый дорогой фотоаппарат, и теперь в яркий солнечный день сможете легко снимать невесту в белом, и жениха в черном, и показать все детали их одежды!

Просто в такой ситуации очень дорогому фотоаппарату нужна чуть менее пасмурная погода, чем дешевому фотоаппарату, чтобы он справился! И у более дорогого фотоаппарата больше шансов “вытянуть” фотографию при обработке!

Нужно просто знать, что есть такая штука, как ДД, и понимать, что у вас есть кое-какие ограничения!

ДД - это НЕ настройка фотоаппарата, ее нельзя изменить! вы должны придумывать, как менять окружающую среду, чтобы избежать этих проблем, или решить, что в кадре главное, а что нет!

Есть еще такой вид фото, как HDR

Расширенный Динамический Диапазон!

Такая функция есть во всех телефонах, правда работает довольно слабо! В реальности, для “настоящего” HDR нужно сделать несколько фото разной “экспозиции” - яркости! И совместить их в специальной программе и вот грубый пример:

-7

первая фотография снята темней, ребят видно плохо, но хорошо различимо небо, третья фотография светлее, ребят видно хорошо, но не видно небо - из них получаем фото, где видно все!)

Но проблемы с ДД не всегда плохо! если интересно могу рассказать когд маленький ДД фотоаппарата помогает делать крутые фото!) пишите в комментариях!

Надеюсь было полезно! пишите задавайте вопросы! больше бесплатных уроков тут:
https://fotoklub.pro/besplatnye-uroki