Уточняем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.
Происшествия, которые случаются в мирной и боевой обстановке, могут быть вызваны и техническими неисправностями и случайными факторами, и подготовкой экипажей, и внешними условиям. С началом Первой мировой войны российские подводные лодки стали активно использоваться в боевых операциях флота. Соответственно, к походам подводником добавились и военные риски, обусловленные и навигационной опасностью, и необходимостью выполнения боевых задач..
Так, 14 мая 1915 года во время дифферентовки подводной лодки Балтийского флота «Акула» на фарватере Ревеля при заполнении концевых дифферентных цистерн на лодке неожиданно образовался дифферент на корму. В результате она ударилась кормой о дно. После того как лодка вновь встала на ровный киль, было обнаружено самопроизвольное заполнение кормовой дифферентной цистерны со скоростью около четверти её объёма за полчаса, а так же неисправность вертикального руля. Несмотря на это «Акула», по решению её командира Гудимы, направилась на свою позицию к острову Готска-Санден для поиска противника.
15 мая у Михайловского маяка во время погружения у подводной лодки вновь образовался дифферент на корму, достигший 20°, в результате которого «Акула», находившаяся на глубине 18 метров, ударилась о грунт еще раз. Лодка всплыла, и был произведен осмотр её корпуса. Из-за непогоды его пришлось прервать, но на следующий день волнение стихло, и осмотр повреждений продолжили.
Было установлено, что обшивка легкого корпуса в корме значительно деформирована. Часть заклепок дифферентной цистерны выбита, через их отверстия и происходило произвольное заполнение цистерны. Некоторые шпангоуты погнуты, и связи их между собой разрушены. Заклёпки, соединяющие шпангоуты с легким корпусом (25 штук), срезаны. Аналогичные повреждения, но в меньших масштабах, были нанесены носовой дифферентной цистерне.
Тем не менее, несмотря на все это «Акула» осталась на позиции. Используя имеющееся на борту аварийное имущество, моряки забили отверстия от вывалившихся заклёпок деревянными заглушками. Болтами в местах выпавших заклёпок скрепили часть шпангоутов и листов корпуса, а также большую часть поперечных связей. Работы продолжались день и ночь. Система погружения была восстановлена, улучшена работа вертикального руля. Это позволило лодке продолжить поход.
Еще один случай связанный с ударами о грунт при выполнении боевого задания произошел с подводной лодкой "Окунь", причем при очень важной торпедной атаке.
14 июня 1916 года находившаяся в Куйвасте подводная лодка Балтийского флота «Окунь» (тип «Касатка») получила срочный приказ командования выйти в море и занять позицию к западу от Виндавы. Это было сделано в ответ на полученные от разведки данные об операции германских кораблей, запланированной противником в Курляндских водах на 15 июня 1916 года. Лодке под командованием Меркушова была поставлена задача: «всевозможно противодействовать кораблям неприятеля». Этими "кораблями" были крейсер «Бремен» (название его узнали позже) в сопровождении шести эсминцев.
Встреча противников произошла 15 июня в 20:42. До этого с «Окуня» на горизонте неоднократно видели только дымы и мачты германских кораблей. В это время противник уже вёл бой с русскими миноносцами, выполнявшими с подводной лодкой одну задачу. Избрав главной целью крейсер, командир «Окуня» постарался сблизиться с ним как можно ближе, и в 20:50 с дистанции около 5 кабельтовых, находясь по левому борту крейсера, выпустил по нему три торпеды.
После атаки подводная лодка предприняла манёвр уклонения, отвернув вправо одновременно увеличивая глубину хода. В итоге «Окунь» оказался едва ли не прямо под строем шедших с крейсером эсминцев. Внутри подводной лодки были хорошо слышны шумы их винтов. Находясь на глубине 12 метров, продолжавшая движение субмарина несколько раз ударялась днищем о грунт, пока не вышла на большие глубины.
К счастью для лодки эти удары не имели серьезных последствий, по крайней мере, об этом нигде не сообщается, и она без проблем вернулась в Аренсбург.
Торпеды, выпущенные «Окунем», в цель не попали. Но эта атака имела другой, не менее значимый результат. После неё «Бремен» прекратил артиллерийскую дуэль с русскими миноносцами, над которыми имел перевес в силе и скорости, благодаря чему миноносцы смогли уйти без каких-либо потерь со своей стороны. Вот так маленькая субмарина решила исход морского сражения. За эту атаку германского крейсера командир ПЛ «Окунь» Василий Александрович Меркушов был награждён Георгиевским оружием.
P.S.Гордимся, что среди читателей нашего канала есть потомок героя-подводника.
Источники: Александров, Ю. Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г.- 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.