Сегодня очень трудно прогнозировать, как будет меняться отношение жителей России к решению о признании Луганской и Донецкой республик, о предоставлении убежища эвакуированным из них людям, о выделении на это бюджетных средств и так далее.
Общественное мнение реагирует сильнее всего на военные потери и жертвы среди мирного населения.
Людям потребуется некоторое время, чтобы дождаться более-менее достоверной информации о ходе специальной военной операции, которую объявил президент Путин. Фейков в первое время будет много – как с одной, так и с другой стороны – это уже черта эпохи.
Если спецоперация пройдет с минимальными потерями (бескровной военная операция быть по определению не может) и окажется успешной, то никакие экономические санкции, курсы доллара и тому подобное сильно на общественном мнении не скажутся.
Если же потери и жертвы будут ощутимыми, то тут люди припомнят и доллары, и санкции – все в кучу. Мы уже не первый раз это проходим. Сначала 08.08.08, потом Крым, потом Сирия. Сейчас Донбасс – и как все повернется на этот раз, говорить пока рано.
Большая часть населения России сегодня понимает, что оставлять все как есть было нельзя и поэтому принято решение о спецоперации. Но люди опасаются – у многих есть знакомые в Вооруженных силах. Понятно, что срочников в Донбасс не пошлют, но беспокойство никуда не денешь.
Так что граждане в большинстве своем сегодня находятся в определенном напряжении, и их рано спрашивать о позиции по этому вопросу – эта позиция будет формироваться в зависимости от развития ситуации вокруг Донбасса и Украины.
Андрей Самсонов, социолог