Биология не выглядит сложным предметом, однако и она способна вызывать некоторые затруднения. Если мы говорим о семейном образовании, то успешная сдача ребёнком аттестации здесь всецело зависит от того, насколько родители сами владеют материалом.
Деревенским детям волей-неволей ежедневно приходится контактировать с изучаемыми организмами.
Первая рекомендация в изучении предмета всё та же: ребёнка нужно заинтересовать
Как это сделать, должны определить сами родители исходя из особенностей чада. Конечно, дело пойдёт легче, если у ребёнка появится своя «зона биологической ответственности».
Выделите ему отдельную грядку на земельном участке (если он есть) или хотя бы ящик на балконе (если вы безвылазно живёте в городе). Пусть он выращивает там растения, которые ему интересны. Это позволит на практике закрепить материал, почерпнутый из учебника.
Когда сын вырастил свой первый качан капусты, радости и гордости за себя не было предела. Он даже долго запрещал нам использовать его в пищу. Просто ходил в кладовку и любовался.
Сын сгрёб семена и заявил, что нынче посадит целую плантацию «оранжевых арбузов».
А дочь вообще решила выдавить борщевик с участка при помощи бамбука. Вопрос: кто потом будет выводить бамбук, славящийся своей живучестью и ползучестью?
Считаю, что навыки бережного взаимодействия с природой необходимо прививать всем детям в обязательном порядке, так как за горожанами постоянно замечаю тягу к вандализму, которую они не могут объяснить.
А ведь если посмотреть в причины такого поведения, то выяснится, что ребёнок стремится изучать окружающий мир и быть его частью, просто в компьютерных играх ему не объяснят, КАК и ЗАЧЕМ ему это делать.
А потом нам с голубых экранов (и со страниц учебников, кстати!) поют о необходимости охраны природы. Не складывается у меня логическая цепочка…
Но вернёмся к теме изучения биологии.
Выбирайтесь на природу, устраивайте субботники
Если у вас нет возможности выделить ребёнку небольшой участок земли под биологические опыты, можно просто почаще выбираться с детьми в ближайший парк или лес, участвовать в субботниках или даже организовывать их самостоятельно.
В процессе дети сами начнут обращать внимание на особенности тех или иных растений, проявят интерес к способам их применения, у них сложится паттерн бережного отношения к природе. Можно выбрать отдельное растение для наблюдения во дворе — лучше плодовое — ухаживать за ним, а впоследствии вознаградить себя урожаем, который оно даст.
Когда дело дойдёт до зоологии, хорошим подспорьем в изучении станет общение с животными
Однако в городе заводить черепах в аквариуме или сельскохозяйственных птиц в квартире (по последней моде) я считаю кощунственным.
И теоретические знания закрепит, и с технологиями воочию познакомится, и на карманные расходы себе заработает.
Помимо прочего, детям (во всяком случае, моим) очень интересно наблюдать за поведением птиц, некоторые моменты даже позволяют лучше объяснять поведение людей.
В целом я рекомендую построить освоение биологии на прямом контакте с природой
Поскольку цель изучения биологии в рамках школьной программы — научить ребёнка взаимодействовать с живыми организмами вокруг него максимально плодотворно для себя и безопасно для этих организмов.
И это — тоже опыт. Причём именно он лучше всего доносит до молодого поколения, что потребительские отношения в конце концов способны оставить их наедине с собой без ресурсов, еды и эмоционального взаимодействия.
А это — важнейший фактор, ради которого биология включена в программу обязательного школьного образования. Перешёл на семейное обучение — взял на себя ответственность, а взял — неси. Порой она оказывается куда объёмнее, чем казалось изначально.
Если тоже ищете способы изучения профильных предметов, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора: