Найти тему

Политика и психология: конфликт России и Украины по поводу Донбасса

Оглавление

Автор

Считается, что не дело психолога судить о политике, но это не так. Политики — люди, а человек не может быть свободен от своей психологии.

Вот уже почти 8 лет длится конфликт между Россией и Украиной по поводу ДНР и ЛНР. Поражает в этом конфликте не различие мнений, а нежелание сторон принять аргументы друг друга, хотя в каждом из этих аргументов есть своя логика. В чем же причина этого нежелания? На мой взгляд, причина не в политике, а в психологии.

Дело в том, что столкнулись два нарратива: украинский (Россия — это Мордор, Путин — диктатор, русские жаждут чужих земель и власти над народами) и российский (Украина — кукла в руках Запада, несостоявшееся государство, осуществляет геноцид русских…). Я огрубляю, но примерно так. Это внутри, а снаружи — вежливые фразы образованных дипломатов. Причины, почему человек принимает тот или иной нарратив, коренятся глубоко в личной истории человека, но сейчас не об этом. Почему эти нарративы возникли и можно ли их примирить?

Уже в античные времена было очевидно, что спор между нарративами не имеет смысла. Около 400 лет до нашей эры греческий софист Протагор сказал: «На каждое утверждение может быть выдвинуть утверждение противоположное». Причина, по которой спор между нарративами непродуктивен, в том, что корень нарратива не в разуме, а в чувствах и вере. Поэтому на каждый аргумент неизбежно выдвигается контраргумент. Это как споры между мужем и женой — всегда в одной кухне и никогда не кончаются.

Но вот что можно осмысленно обсуждать — это компромисс между нарративами. Пусть каждый из спорящих сторон остается при своей вере и чувствах, но так как обе стороны делят одну, и уже порядком замусоренную, планету, выхода только два: уничтожить друг друга физически или договориться путем компромисса.

Компромисс между Украиной и Россией — это Минские соглашения. Хотя этот компромисс был принят обеими сторонами, он не был выполнен (или полностью выполнен) Украиной и сейчас был нарушен Россией. Причины этого и можно осмысленно обсуждать, но это уже дело политиков.

И второе — в чем причина возникновения противоположных нарративов? Она опять-таки в психологии. Нарративы возникают тогда, когда нарушается ФОРМА. Любой нарратив погружен в эмпирию — конкретные события прошлого и настоящего — и поэтому неопровержим другими нарративами, так как каждое событие можно трактовать по-разному. Только ФОРМА стоит над нарративами. Например, библейское «Не убий» — чистая ФОРМА. Она не уточняет, кого и в каких обстоятельствах нельзя убивать, она говорит: никого и ни при каких. Как только происходит нарушение ФОРМЫ, возникают нарративы обвинителя и защитника. Так как они непримиримы, то нужен стоящий над ними судья. Но в конфликте России с Украиной участвуют не отдельные индивиды, а народы, поэтому судьи нет.

Какая же ФОРМА была нарушена в этом конфликте?

Эту ФОРМУ сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в своем категорическом императиве «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Проще говоря, делай так, как это выгодно не только тебе, но и всему человечеству. На мой взгляд, эта форма была нарушена на Майдане в Киеве в 2014, когда мирный протест против правительства Украины перерос в насильственное свержение этого правительства. Ведь согласно ФОРМЕ, народы должны подчиняться правительству, которое они сами выбрали, или же сменять его путем мирных протестов и перевыборов. Если же смена перерастает в революцию, то это противоречит ФОРМЕ, ибо в проекции на всё человечество ведет к нескончаемым революциям и хаосу. Да, может быть, это правительство было коррумпировано, настроено пророссийски и обладало другими недостатками, но оно было выбрано украинским народом, и если выборы были подтасованы, надо было доказывать это законным путем. Но произошло нарушение ФОРМЫ и возникли два нарратива: нарратив нового правительства Украины и нарратив Донбасса и Луганска, которые не приняли нарушение ФОРМЫ. Эти внутренние для Украины нарративы быстро переросли в нарративы между Западом (принявшим нарратив Украины) и Россией (принявшей нарратив ДНР и ЛНР). Это возвращает нас к психологии, так как нарратив питается энергией не разума, а чувства. Итак, в обсуждаемом конфликте виноваты те, кто превратил мирную демонстрацию на Майдане в насильственное свержение законно выбранного правительства. Указывать на конкретных людей тут поздно, так как лавина конфликтов, порожденная нарушением ФОРМЫ, уже привела к грани вооруженного конфликта.

Но поезд еще не ушел и возврат к компромиссу возможен, если на Украине и в России найдутся силы, способные встать над нарративами и послушать голос чистого разума.

Субботский Евгений Васильевич

доктор психологических наук, доцент. Профессор (эмеритус) департамента психологии Университета Ланкастер (Великобритания). Член Британского Психологического общества. Чартерный психолог.
Ведущий рубрик «Психология развития» и «Теория и методология» журнала «Культурно-историческая психология».
Москва

-2

Материалы по теме

Современная ситуация в России и в мире: психологические аспекты

19.02.2022

К докладу об атаке на ментальность. Аналитический очерк

19.07.2016

Атака на ментальность: Украина в кабинете психоаналитика. Видеозапись доклада на 10-м Саммите психологов

19.07.2016

В Санкт-Петербурге состоятся лекции о том, как противостоять пропаганде

14.04.2015

Россия и Украина. Психологический анализ феномена антируссизма

30.03.2015

Обращение программного комитета IX Санкт-Петербургского Саммита психологов

24.03.2015

«Меньше смотрите телевизор. Больше думайте!»

12.03.2015

Статьи о психологической помощи, реабилитации и поддержке беженцев и вынужденных переселенцев из Украины

28.11.2014

Геопсихотерапия

26.08.2014

«Основная работа по налаживанию общения россиян и украинцев ещё впереди»

21.08.2014

Про мозговые вирусы

15.08.2014

Как уберечься от новой мировой войны?

28.07.2014

СВО
1,21 млн интересуются