Сегодня я хочу рассказать вам об особняке, мимо которого я еще не разу не прошла мимо, не остановившись, чтобы полюбоваться... в который уже раз!
Но иначе нельзя, вы только посмотрите на эту красоту!
Но рассказ мой будет не об архитектуре этого здания, а его о владельцах...
Особняк П.Н. Демидова (адрес - Большая Морская, 43).
Покажу вам фотографии тех дореволюционных лет, как выглядел тогда особняк.
Начну историю с того момента, когда Павел Демидов, чьим именем сейчас называют этот особняк, решил построить себе новый дом.
Забегу немного вперед - новый дом ему понадобился к свадьбе. Павел Николаевич очень долго добивался благосклонности любимой женщины - он дважды сватался к ней и дважды получал отказ! Только на третий раз она согласилась!
Её звали Аврора Шернваль, баронесса и фрейлина императрицы, красавица, которую в обществе называли «роковой Авророй» – два её предыдущих жениха погибли перед свадьбой (ссылку на статью об Авроре я дам в конце).
Аврора ответила согласием Демидову только после разговора с императрицей. Вот как вспоминала об этом великая княжна Ольга Николаевна:
Павел Демидов, богатый, но несимпатичный человек, хотел на ней жениться. Два раза она отказывала ему, но это не смущало его, и он по-прежнему добивался ее руки.
Только после того, как мама (императрица Александра Федоровна) поговорила с ней, она сдалась.
„Подумай, сколько добра ты сможешь делать“. Этими словами мама окончательно убедила ее.
Сумма сделки – покупка дома и участка составила 240 тысяч рублей. Первая постройка по этому адресу появилась в 1740 годах, сменив много владельцев. Но нас интересует Демидов, который решил перестроить дом, тот, что мы видим сейчас, поэтому о тех временах я не буду рассказывать.
Дата постройки особняка – 1836, архитектор Огюст Монферран, архитектор, что создал Исаакиевский собор.
Он согласился не только построить дом для своего друга П.Н.Демидова, но и продал ему соседний, по адресу Большая Морская, 43.
Монферран взялся за проект даже невзирая на то, что в это время он занимался строительством Исаакиевского собора, и у него катастрофически не хватало времени. Но для друга чего не сделаешь?
Монферран на свадьбе Павла и Авроры был свидетелем. Так что, проектировал и строил для Демидова он с душой! Хотя всё, за что брался Монферран, это совершенство архитектурной мысли.
Свадьба состоялась в 1836 году, а в 1840 Аврора осталась вдовой с годовалым сыном на руках. Мальчика назвали как отца Павлом, Павел Павлович.
Аврора после смерти мужа занялась благотворительностью – на демидовских заводах были построены детский приют, сиротский и родильный дом, богадельня.
В 1846 году она выйдет замуж второй раз. Мужем красавицы стал Андрей Карамзин, сын известного российского историка и литератора Николая Михайловича Карамзина.
Невеста была старше жениха на 6 лет и вся её родня была против этой свадьбы, но:
Демидова может решиться сойти с какого-то своего класса при дворе и, будучи тайной советницей, идти в поручицы.
Но любовь восторжествует над супротивной силой.
Этот брак был счастливым, но тоже недолгим – Карамзин был убит в 1854 году во время Крымской войны.
Во второй половине 19 века владельцем особняка становится сын Авроры Карловны Павел Павлович Демидов.
Павел, закончив Санкт-Петербургский университет уехал во Францию, где исполнял обязанности сверхштатного секретаря при русском посольстве.
В 1867 году он женится на Марии Мещерской.
Об этой девушке я тоже рассказывала в предыдущих статьях – она была первой любовью будущего императора России Александра III (если интересна эта история – ссылка будет в конце этой статьи).
Мария через год умрет родами. Новорожденный сын Элим выживет, но эта потеря стала сильным ударом для отца. Павел стал очень религиозным, подумывал перейти в католичество.
Но жизнь берет своё и в 1871 году он жениться второй раз на княжне Елене Трубецкой, в браке с которой у него родится шестеро детей. Павел жил между Киевом, Уралом и Италией.
Павел Павлович Демидов известен еще и как князь Сан-Донато. Этот титул был утвержден в 1840 году для его дяди Анатолия Демидова, чтобы тот мог жениться на принцессе Матильде Бонапарт:
Высочайшим указом от 2 июня 1872 года Киевскому городскому голове, в звании камер-юнкера, коллежскому советнику Павлу Павловичу Демидову дозволено» «принять пожалованный ему Его Величеством королём Италии, титул князя Сан-Донато.
А свой особняк на Большой Морской, Павел Павлович сдал в аренду в 1864 году на 10 лет итальянскому посольству за 10000 рублей в год. Поговаривали, что он проиграл в карты.
Последние годы жизни Павел Демидов жил в Италии под Флоренцией, захоронен в семейной усыпальнице в Нижнем Тагиле.
Но, продолжу свой рассказ о судьбе особняка...
Через 10 лет Павел Демидов продает особняк Наталье Ливен. По её заказу осуществлена реконструкция особняка – появились водяное отопление, водопровод, газоснабжение и прочие современные новшества.
В особняке она сделала молельный дом для баптистов.
Из воспоминаний Софьи Ливен (дочь Натальи Ливен):
После отъезда Василия Александровича Пашкова собрания, происходившие в его доме, были перенесены к нам на Большую Морскую, 43.
Вскоре после этого приехал к моей матери генерал-адъютант Государя с поручением передать ей, что Его Императорское Величество желает, чтобы собрания эти прекратились.
Мать моя, всегда заботившаяся о спасении души ближнего, стала сначала говорить генералу о его душе и необходимости примириться с Богом и подарила ему Евангелие.
Потом в ответ на его поручение сказала: «Спросите у Его Императорского Величества, кого мне больше слушаться: Бога или Государя?»
На этот смелый вопрос не последовало никакого ответа. Собрания продолжались у нас как и раньше.
Моей матери позже передали, будто Государь сказал: "Она вдова, оставьте её в покое".
В 1910 году особняк вновь становится итальянским – его выкупило Правительство Его Величества Короля Италии, и на этот раз здесь разместилось Итальянское Посольство.
Тогда же семейный герб Демидовых сменили на герб Итальянского королевства.
А это герб рода Демидовых:
Во время Первой Мировой войны особняк стоял пустым, и только в 1924 году, когда Советская Россия установила дипломатические отношения с Италией, в особняк вернулись представители Посольства.
На фото слева дом Демидова, а справа Немецкая реформатская кирха, из которой в советское время сделали Дворец культуры работников связи.
Сейчас это здание выглядит так:
Поскольку особняк был собственностью Италии, то итальянцы в 1925 году демонтировали Малахитовый зал, который был уникальным! Колонны, камин, мрамор, и даже паркет из этого зала они отправили на свою родину. Только вот, до Италии груз не дошел. Потерян, и что с ним не ясно до сих пор.
В 1944 году особняк передают институту "Гипростанок", а в 1957 году советское правительство заключает с итальянцами договор на пользование зданием на 90 лет до 31.12.2046 года., посольство передало здание в Ленинграде и Тбилиси в обмен на здание в Москве.
Продать особняк итальянцы не захотели.
Я нашла Распоряжение от 2016 года об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Дом Демидова П.Н. (посольство Италии), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Но кто владелец, я так и не поняла.
Это табличка на здании о том, что оно является "объектом культурного наследия".
В 1995 году в особняке располагался "Балтийский Банк", который в 2015 году решил переехать в другое здание.
В наши дни попасть в особняк Демидова невозможно. Знаю, что там устраивали выставку "Сокровища Петербурга", и вот тогда можно было посмотреть здание внутри, но я не попала.
Кстати, эту выставку всегда проводят в особняках Петербурга, в тех, куда невозможно попасть с экскурсией. Так что, можно "убить двух зайцев" и посмотреть на ювелирные украшения (и купить, при желании) и осмотреть особняки.
И, насколько я поняла по информации на сайте особняка, там можно арендовать один из залов, например, для свадьбы или любого другого торжества. Так что, если позволяют средства можно организовать банкет или фуршет в историческом здании в центре города.
Вот такая история одного из красивейших особняков Санкт-Петербурга. Один Демидов построил дом для любимой женщины, но прожил там всего 4 года...
Внук его продал "семейное гнездо" княгине, которая устроила там молельный дом для баптистов...
Итальянцы, которые вывезли из особняка малахит с паркетом, и вот теперь - аренда для проведения свадеб.
Богатая на события история красивейшего здания!
И, как я и обещала, даю ссылку на рассказ о судьбе красавицы Авроры Шернваль :
А это история любви Марии Мещерской и будущего императора России Александра III:
- Александр III хотел отказаться от престола ради неё - это Мария, но не датская принцесса
#история #культура #царская россия #дворцы и особняки санкт-петербурга #жизненная история #интересные истории