О семейном счастье императора Александра III написано немало.
Это была на удивление крепкая и любящая семья Александр и Дагмара (Мария Федоровна)!
Не было у них романов на стороне, внебрачных детей и скандалов, что в те времена было не редкостью (вспомним хотя бы «вторые» семьи великих князей, их морганатические браки).
О том, что Александр III был счастлив в браке говорит в своих воспоминаниях и его младшая дочь Ольга – очень трогательно, и в тоже время честно, она повествует о своих родителях.
Вот, потому-то одна из записей в личном дневнике императора Александра III меня удивила и поразила!
А вот теперь собственно и сами слова Александра, о которых я говорю:
Я хочу отказаться от свадьбы с Dagmar, которую я не могу любить и не хочу.
Может быть, будет лучше, если я откажусь от престола. Я чувствую себя неспособным быть на этом месте, я слишком мало ценю людей, мне страшно надоедает всё, что относится до моего положения.
Я не хочу другой жены, как М. Э. Это будет страшный переворот в моей жизни, но если Бог поможет, то всё может быть, я буду счастлив с Дусенькой и буду иметь детей.
Кто такая «милая М.Э.»?
Княжна Мария Элимовна Мещерская, фрейлина императрицы, матери Александра.
Мария дочь князя Элима Петровича. Её отец был достаточно известным поэтом. Служил атташе русского посольства в Париже, Дрездене, Турине, имел придворное звание камер-юнкера. Он был красивым мужчиной, вел светскую жизнь и к тому же был задиристым дуэлянтом.
Мать Марии - Варвара Степановна отличалась редкой красотой…. но счастья особо ей это не принесло.
Отец Марии умер в возрасте 47 лет (от водянки), со свекровью отношения у матери Марии не сложились и после смерти мужа она оказалась практически без средств к существованию.
Когда умер отец Марии не исполнилось и года, а в 15 она потеряла и мать. Детские годы Марии прошли во Франции в Париже и в Ницце - её воспитанием занималась бабушка.
В 18 лет Мария переезжает в Россию. В Петербурге Мария живет в доме тётки княгини Е.А. Барятинской. По воспоминаниям графа Шереметева жизнь эта была безрадостной - на положении "бедной родственницы":
Нельзя сказать, чтобы княгиня Барятинская её баловала. Напротив того, она скорее держала её в чёрном теле. Она занимала в доме последнее место, и мне как дежурному и младшему из гостей, когда приходилось обедать у полкового командира, не раз доставалось идти к столу в паре с княжной Мещерской и сидеть около неё.
По протекции родных Марию представляют императрице Марии Александровне.
Вот с этого момента и начинается история любви Марии и Александра….
Её 20 лет, ему 19. Она не красавица, но остроумна и смешлива, и к тому же отлично разбиралась в искусстве, литературе, музыке, хорошо ездила верхом на лошади, рисовала. Было в ней что-то такое, что привлекало мужское внимание!
Александр обратил внимание на девушку сразу же на первой их встрече в Царском Селе на вечерних собраниях императрицы….
Вот записи тех дней юного Александра:
В собрании играли все в лото, очень было приятно, потому что я сидел около М. Э.»;
… играли в мистигри, сидел как обыкновенно. Каждый день тоже самое было бы невыносимо, если бы не М.;
сидел как обыкновенно возле моего милого друга, потому что большего я и не желаю, как быть её другом;
Покатавшись в Павловском, на возвратном пути нашёл М. Э. и А. В. (Жуковскую) на Луговой дорожке под деревом, сошёл с лошади и присел к ним; разговаривали около 20 минут, потом отправился домой;
… я поехал по Английской дороге, нашёл там М. Э. и А. В. и гулял с ними по лесу.
А еще Александр в дневнике сохранил высохший цветок от М. Э., который та передала ему летом 1865 год.
Эти свои записи (мысли о Марии) Александр зачитал своему товарищу В. П. Мещерскому (дальнему родственнику Марии).
И, как выяснилось, его нежное чувство, которое он испытывал к девушке уже давно было замечено в обществе! Проще говоря в обществе начались пересуды и банальные сплетни. Опасаясь, что они повредят его возлюбленной Александр решает сократить их встречи:
«Я давно искал случая ей сказать,что мы не можем быть в тех отношениях, в каких мы были до сих пор. Что во время вечерних собраний мы больше не будем сидеть вместе, потому что это даёт повод к различным нелепым толкам и что мне говорят уже об этом многие.
Она совершенно поняла, и сама хотела мне сказать это. Как мне ни грустно было решиться на это, но я решился… Но наши дружеские отношения не прервутся, и если мы увидимся просто без свидетелей, то будем всегда откровенны.
На прощание мы обругали порядком le beau monde (бомонд) за его интриги, я сел верхом и, простившись с милыми собеседницами, отправился на рысях домой».
Но не так-то это просто оказалось для влюбленного юноши. Переехав в Петергоф он страдает от того, что не видит свою Марию….. и всё вернулось "на круги своя"!
И дальше в дневнике следуют его перечисления о «счастливых днях, когда он видел Марию 8 раз» и «несчастливых, когда всего 4 раза удалось встретиться» :).
Любовь любовью, но Александр прекрасно понимал, что будущего у них с Марией нет.
Я ей сказал, жалко, что она так мало знает И. И. (адъютант Илларион Иванович Воронцов-Дашков). Она мне отвечала, что она очень хотела бы с ним познакомиться поближе, но остерегается слишком много и часто разговаривать с ним, чтобы не говорили про неё, что она ухаживает за ним, потому что он очень богат, и надеется выйти за него замуж…
Я подумал, как было бы хорошо, если бы она могла выйти за него. Это был бы великолепный муж, честный, благородный и умный малый. Я был бы совершенно счастлив и спокоен, если бы этим кончилось».
Но здесь ничего не получилось – Воронцов-Дашков женился на Елизавете Шуваловой. Кстати, через много лет сын Марии Мещерской женится на дочери Иллариона (загадки судьбы….).
А в это время отец, Александр II передает цесаревичу письмо от Дагмары и её фотографию, что она прислала ему. Он попросил сына написать ответ девушке. Сын выполнил просьбу только через 2 недели….
Еще через месяц императриц завела разговор о Дагмаре, о предстоящей поездке Александра в Данию. Но в личном дневнике Александра в те дни слова только о Марии…. Но как бы там ни было, но долг берет верх:
Это было прощание с моей молодостью и с моей отчасти беспечной жизнью. Теперь настаёт совсем другое время, серьёзное, я должен думать о женитьбе, и дай бог найти мне в моей жизни друга и помощника в моей незавидной доле.
Прощаюсь я с М. Э., которую любил как никого ещё не любил и благодарен ей за всё, что она мне сделала хорошего и дурного.
Через месяц в Данию было направлено письмо о том, что наследник собирается посетить Данию. То, что цель его поездки – это предложение руки и сердца Дагмаре ни для кого уже не было секретом.
Перед поездкой тетя Александра Мария Николаевна сообщила ему о том, что в Европе в одной из газет была напечатана статья о том, что российский наследник тянет со свадьбой с датской принцессой по причине своей влюбленности в Мещерскую!
Реакция Александра?
За себя мне всё равно, но бедная, бедная М. Э.! Вот до чего я её довёл, что об ней печатают в газетах! Вот он, мир-то! Вот люди!».
Все мысли о Марии и ни слова о Дагмар.
А через некоторое время на одном из балов Александр узнает «ужасную», по его словам новость – Мария выходит замуж за Витгенштейна.
Что со мною было, когда я видел милую М. Э. под руку с Витгенштейном, я не могу пересказать, я был готов на всё, только чтобы помешать этому браку. Но бог с нею, пусть она будет счастлива, когда другого жениха ей отыскать трудно.
Может быть, со временем свыкнусь с этой мыслью. Но всё-таки буду всегда сожалеть, что она мне не принадлежала хоть на час. Прощайте, Дусенька!
Вроде бы слова мудрого человека, взрослого и принявшего решение.
Но…. Александр не спал всю ночь, и на утро решил посоветоваться со своим другом Владимиром Мещерским. Что тот ему ответил?
«Хорошо, — вы откажетесь от права на престол, от титула, от престолонаследия, откажетесь от всего и женитесь на Мещерской. Но ведь она вас не любит, она неспособна любить. Это мелкая эгоистическая натура, испытывающая удовольствие от того, что кружит голову престолонаследнику!».
Но Александр не поверил ему. За этим последовали несколько месяцев метаний влюбленного юноши, который не мог справится со своим чувством.
О его поездке в Данию Александру напомнил отец, прямо спросив того – не Мещерская ли причина?
Александр пишет записку Марии, сообщив ей, что отказывается ехать в Данию, на что Мария ответила, что он должен! И в мае 1866 года Александр отправляется в Данию к невесте....
А Мария покинула двор. Вскоре она знакомится в Вене с секретарем русского посольства Павлом Демидовым. Красавец и богач! Через несколько месяцев у них состоялась свадьба.
Демидов обожал Марию! Но счастье она не обрела – по её словам (из письма к подруге Жуковской):
«никого и никогда не любила, кроме цесаревича»
Семейная жизнь Марии продлилась всего год – родив сына, на следующий день она умерла (от эклампсии). Её было всего 24 года.
Демидов после смерти жены как будто сошел с ума – он не желал видеть новорожденного сына, морил себя голодом. Став очень религиозным, он тратил много средств на благотворительность в память о своей жене.
А что же Александр? Узнав о предстоящей свадьбе Марии, он сделал в дневнике запись:
Узнал вчера новость, которая меня очень обрадовала, а именно, что М.Э.Мещерская выходит замуж за Демидова, сына M - me Карамзин.
Дай Бог ей всякого счастия, — я это ей желаю от всего сердца; она заслуживает это...
Так что в жизни императора Александра III было две Марии. И первой любовью была все-таки Мария Мещерская. Первой, юношеской, нежной. Но у них не было будущего и оба понимали это.
Император Александр III был счастлив с Дагмарой, в православии Марией Федоровной, а вот Мещерская не смогла без него.
Фотографии из интернета