Найти тему
Живая и светится

ВРЕМЯ НАИВНОЙ ПОЭЗИИ

Однажды я задумалась над тем, каким должно быть творчество, чтобы вписываться в контекст современного искусства. Да и с какой целью, собственно, творчество вообще должно БЫТЬ? В процессе ведения блога, написания статей и глав романа внезапно начинаешь понимать, что главная цель творчества как искусства – это не трансляция публике «главной линии партии» или же своего резонёрства, а обретение сознания внутренней свободы и возможность разделить это знание с близкими по духу людьми.

Согласно Юнгу, самый ужасный поступок человека по отношению к себе и Создателю – отказ от использования заложенного в нём творческого потенциала. Если кто-то обладает таким даром и по какой-то причине не реализует его, то психическая энергия преобразуется в разрушающий шквал. Это можно заметить на опыте предыдущих цивилизаций и предшествующих поколений, когда вместо реализации способностей людей заботило элементарное выживание. Следствием становились многочисленные войны, революции. Чуть позже, когда выживание вышло на «новый уровень» и подразумевало уже не только удовлетворение витальных потребностей, но и способность быть частью «стада», яд от подавления творческой энергии направился внутрь, что всегда способствует росту количества суицидов.

В современных реалиях искусство бросает вызов выживанию, представляя собой не привилегию элиты, но и творческое самовыражение обыкновенного человека. Примером красноречивой «обыкновенности» можно назвать «короля наивной поэзии» Андрея Рассказова.

С творчеством поэта я познакомилась ещё в 2017 году. В свои короткие стихи он помешает отнюдь не глубокие философские умозаключения, облачённые в вуаль «ямба и хорея». Он изображает в своём творчестве саму жизнь, отношения между людьми, то, что можно видеть из окна «хрушёвки» - то есть то, что близко каждому из нас.

Зима. Пельмени на балконе,
канистра со святой водой,
ковёр в снегу и телевизор
накрыт жилеткой меховой.
Отец идёт с работы пьяный,
на плитке жарится минтай,
мать книжку о любви читает,
в окошке Забайкальский край.
Я в шкаф забрался, Дьявол рядом,
сидим и смотрим в темноту,
я представляю себя мёртвым,
живым представить не могу.(с)

Причём мотив создания таких стихотворений прослеживается в самих стихотворениях: автор наощупь пытается создать будущее, в котором все бы были счастливы и свободны. В творчестве Андрея Рассказова отсутствует корыстный или честолюбивый мотив. Зато прослеживается протест против офиса, мещанства и «того, что подумают соседи».

Философия внутренней свободы, лежащая в основе стихотворений Рассказова, бросает вызов лицемерию приевшихся ценностей. Такие убеждения являются частью современного мышления, которое всё больше ориентируется на психическое благополучие, а не на устаревшие представления об «успехе».

Герой стихотворений Андрея Рассказова – «маленький человек», которому вроде бы и дано осознание внутренней свободы, но быть свободным он пока не решается, потому что это означает в первую очередь действовать среди таких же свободных людей. Которых, увы, герой не находит.

Наивная поэзия Рассказова – о каждом из нас. Мы хотим чего-то большего для своей души и впадаем в прокрастинацию, поскольку не находим выхода своему потенциалу в тех реалиях, где это никому не нужно. Свобода не может быть только для одного человека, и обладать ею там, где излишней раскрепощённостью можно травмировать чью-то хрупкую психику или кто-то другой может вполне ощутимо физически травмировать тебя, всё же немного рискованно.

В стихотворениях Андрея Рассказова показан некий прототип освобождения – мы можем увидеть ту часть самих себя, которую мы чаще не готовы принять. Во многих произведениях присутствует и объективное недовольство имеющейся действительностью. Её продуктивная критика осуществляется путём обращения к другой реальности, которая как раз и создаётся в наивной поэзии. Причём создаётся не по заказу вышестоящих идеологов, а с целью формирования пространства, где творческое самовыражение будет востребовано само по себе.

Таким образом, стихи Андрея Рассказова можно назвать новым видом взаимодействия человека и реальности, где посредством художественных образов раскрываются новые возможности жизни в тех реалиях, где прежде нам приходилось «выживать».