Money - классический хит группы PINK FLOYD. Однако его бы не было, не будь другой группы. Дэвид Гилмор поведал, как на свет появилась песня Monеy.
Стилистически Money - хард-роковая песня, насквозь пропитанная ритм-энд-блюзом. В каком-то смысле её можно сравнить с музыкой британских современников PINK FLOYD - THE ROLLING SNONES. Однако группа, благодаря которой родилась Money, не из Британии.
Творчество PINK FLOYD всегда отличалось непостоянством, подвижностью, желанием осваивать всё новые и новые территории. Неудержимая потребность в креативной чистоте подталкивала группу к гигантским скачкам вперед в музыкальном плане, чтобы удовлетворить это своё желание и представить поклонникам звучание, не похожее ни на кого другого. Не желая сидеть на месте или оставаться в каких-то строгих рамках текущего рок-жанра, FLOYD вдохновляли бесчисленное количество других рок-групп с самого момента их создания и до наших дней.
И всё же PINK FLOYD не всегда изобретали велосипед, полагаясь в поисках вдохновения на музыкантов, проявивших себя раньше их. Дэвид Гилмор однажды рассказал о своей большой любви к песне THE BEATLES Lovely Rita и возложил ответственность за появление Money ещё на одну рок-легенду.
Мало кто из фанатов FLOYD не любит Money. Но эту фанковую песню частенько забывают, хотя она - один из лучших эпизодов истории PINK FLOYD. Она появилась на The Dark Side of the Moon, величайшем альбоме группы, и при этом сложная композиция песни умудряется не противоречить ее энергичному заводному драйвовому ритму.
И как раз таки ритмика песни достаточно уникальна для популярного хита, поскольку трек постоянно чередует достаточно необычный размер 7/4 с традиционным 4/4.
Дэвид Гилмор:
«Это рифф Роджера. Он пришел на репетицию уже с более или менее законченными куплетами и текстом для Money. А мы только сочинили среднюю часть, гитарные соло и все остальное. Мы также добавили несколько новых риффов, придумали последовательность аккордов в 4/4 для гитарного соло и заставили бедного саксофониста играть в размере 7/4. А я предложил идею во второй части соло резко всё сломать после предшествующей кульминации и перейти к более пустому и сухому звучанию».
Дэвид не упомянул о великолепном звуке гитары на этом треке. Том звуке, который теперь однозначно ассоциируется у поклонников с Гилмором, сочетающем резкое кричащее звучание перегруженной гитары с более теплыми насыщенными блюзовыми нотами. С точки зрения текста песни группа просто на высоте, а гитарное соло Гилмора можно назвать мастер-классом блюз-рока, во многом сделавшим песню одной из лучших у PINK FLOYD.
Но вдохновением для песни стали американские рок-инструменталисты BOOKER T. & THE M.G.'s.
Дэвид Гилмор:
«Конкретизировать, что на что и как повлияло всегда сложно, но я был большим поклонником Букера Ти. В подростковом возрасте у меня был их альбом Green Onions. И в моей предыдущей группе, где я играл около двух или трех лет, мы прошли от BEATLES и BEACH BOYS до STAX и соул-музыки. И мы играли инструменталку Green Onion на сцене.
Я тогда проиграл и освоил изрядную часть такого материала, поскольку думал, что это то, что мы могли бы добавить в звучание группы - так, чтобы никто не заметил, откуда взялось такое влияние. И для меня тогда это сработало по полной. Белые английские студенты-архитекторы иногда становятся фанкерами - это, конечно, несколько странная идея… (смеется), но они никогда не станут настолько фанковыми, как вся эта их музыка».
С Гилмором трудно не согласиться. Money несомненно стала рок-хитом во всем мире, причем хитом с явно блюзовыми интонациями, но чёрная музыка - это черная музыка, и видимо надо родиться чернокожим, чтобы сочинить Green Onions Букера Ти Джонса.
С коммерческой точки зрения, замысел Гилмора заимствовать музыкальные идеи у BOOKER T. & THE M.G.'s хорошо сработал.... в некоторых местах. Песня не попала в британские чарты несмотря на то, что была выпущена как сингл.
Другое дело - США. Трек занял 13-е место в Billboard Hot 100. Здесь он стал первым хитом группы в топ-20 и их единственным хитом в топ-20 помимо Another Brick in the Wall (Part II), который в 1979-м достигнет первого места. Текст Money будет использован в фильме Pink Floyd - The Wall.
Насколько успешны были BOOKER T. & THE M.G.'s?
Booker T. & the M.G.'s выпустили три песни, которые попали в топ-10 Billboard Hot 100. Это Green Onions, Time Is Tight и Hang ‘Em High. Они добрались до третьего, шестого и девятого места соответственно.
Однако The Dark Side of the Moon, в который вошла песня Money, превзошел альбом Green Onions. The Dark Side of the Moon занял первое место в Billboard 200, а альбом Green Onions - третье место в том же чарте.
Органный инструментал Green Onions дал название альбому группы BOOKER T. & THE M.G.'s и стал одной из самых знаковых мелодий раннего рок-н-ролла, породив бесчисленное множество кавер-версий. DEEP PURPLE в 2000-х стали использовать его как интро для Hush.
Интересно, что первоначально он был выпущен Букером Ти как би-сайд для сингла Behave Yourself, однако вскоре был переиздан уже как эй-сайд, когда Букер видимо почувствовал эпохальность трека.
Заразительная энергия композиции использовалась во множестве рекламных роликов и саундтреков к фильмам, в том числе Квентином Тарантино в его Криминальном чтиве. Звук - вот видимо то, что в первую очередь определяет. Многим захотелось окунуться в органную атмосферу Хаммонда, и Green Onions стала одним из краеугольных камней рок-н-ролла 60-х.
Что ж, отныне музыкальное будущее Букера Ти Джонса было обеспечено.
Букер Ти:
«Сомневаюсь, что сидел бы сегодня здесь, если бы не тот парень - Джимми Смит. Он играл на электрооргане Hammond B3, а я впервые столкнулся с ним в доме своего учителя фортепиано, когда мне было восемь или девять лет», - рассказывает он, с гордостью держа в руках альбом Джимми Смита The Sermon.
«Я слышал и раньше по радио, как Рэй Чарльз играет на органе Hammond M3. В то время он был в группе Куинси Джонса, и я услышал ее по радио. Он играл на органе в композиции, которая называлась One Mint Julep, Куинси аранжировал её лет через десять после её выхода, а я подумал - какой отличный звук! Если бы я смог заниматься чем-то подобным в своей жизни, я был бы счастлив. Итак, я сижу здесь сегодня, и я счастливый человек, потому что это то, чем я занимаюсь всю свою жизнь - пытаюсь подражать таким людям, как он, на органе Хаммонд».
Новая музыка и новое звучание появились во многом благодаря первопроходцам, таким как Джимми Смит, который играл на органе Hammond. Шло время, идея была отточена и развернута. И вот однажды уже Рэй Чарльз представил слушателям то, что вскоре станет классическим звучанием американских коктейль-баров.
Сама композиция подтолкнула Рэя Чарльза к тому, чтобы развернуть свою разносторонность, и он, как всегда, на высоте. Куинси Джонс сделал свинг-джазовую обработку старого хита группы THE CLOVERS.
Возвращаясь к Green Onions, вспомним, что помимо классического теперь уже звука органа Хаммонд, там присутствует и гитара.
Можно подумать, что этим шестиструнным мастером был ещё один потомок африканских товарищей, чьё лицо чернее, чем мои ботинки. Но ничего подобного! Стив Кроппер - герой музыкальной сцены Мемфиса - абсолютно белый.
Гитарист культовой группы BOOKER T. & THE M.G.'s, Кроппер работал со многими из самых знаменитых соул-исполнителей. Вот лишь некоторые из них - Отис Реддинг, SAM & DAVE, Карл Томас, Билл Уизерс, Джонни Тейлор. Кроппер безошибочно узнаваем и в Green Onions. Стив - также многолетний участник группы BLUES BROTHERS.
Из интересных версий хочется также отметить Green Onions с участием Кита Ричардса, Джонни Кэша, Джимми Пейджа, Джеффа Бека, Литл Ричарда.
Читать также:
- Новый альбом «NAZARETH». Новый видеоклип