Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Серебряный герб» Корнея Чуковского – самая скучная повесть о старой школе

С самого детства полюбив и начав собирать в личную библиотеку книги о школьниках – отечественных, дореволюционных и советских, я, разумеется, смог прочитать и собрать далеко не все. Бывало, что некоторые книги – известные и не очень, ускользали от меня раньше и я открыл их для себя (в прямом и переносном смысле) совсем недавно.

Вот недавно, на одном из форумов нашел упоминание о ранее неизвестной мне повести «Серебряный герб», более чем известного Корнея Ивановича Чуковского. Нет, то, что Чуковский писал что-то кроме детских стихов, я знал, и кое-что читал, но о существовании его автобиографической повести о дореволюционной гимназии и не подозревал.

Надеялся, что это станет для меня, как читателя открытием, как в свое время «Последняя гимназия» Ольховского – последняя попала в интернет благодаря энтузиастам, набиравшим текст вручную, с чудом сохранившегося оригинала, изданного единожды, кажется, в 1930 году. Но ошибся – интересным «открытием» повесть для меня не стала.

Прочитав «Серебряный герб», я задумался – с одной стороны явно имелось чувство некоего разочарования, а с другой – отсутствие обиды по поводу того, что я в школьные годы упустил из виду нечто по-настоящему стоящее. В данном случае – не потерял ничего, в детстве и юности, я, пожалуй, не то что перечитывать повесть не стал бы – и до середины бы не добрался. Очень уж нудный персонаж этот Коля Корнейчуков. Поставить повесть в один ряд, с чем-то прочитанным ранее вроде как даже и не получается.

-2

С «тяжелой кавалерией» детской литературы о старой школе (царской и ранней советской) – «Республикой ШКИД», «Кондуит и…», «Дневник Кости Рябцева» сравнивать и вовсе не стоит. Взять что-либо менее известное и не на слуху? Лидия Будогоская, «Повесть о рыжей девочке» - дьявольщина, девчонки в царской гимназии веселей отжигали, чем Коля Корнейчуков. Героиня Будогоской, хоть и из «общества», но тоже не без проблем. «Конец старой школы» Николая Москвина – пожалуйста, реальное училище накануне революции, хотя эта повесть и уступает серьезно «тяжеловесам», но опять же выигрывает у «Серебряного герба», главные герои там из «простых». Было бы смешно, если бы не было так грустно – но и нещадно критикуемая Чуковским Лидия Чарская, писала куда интереснее.

-3

Вроде бы и сочувствовать герою надо – не барчук, беднота как большинство населения империи, обеспеченных родителей у него нет, в отличии от Лели и Оськи Кассилей, а вот не получается. За Василя Манджуру и Петьку Маремуху из «Старой крепости» переживаешь, а вот за Колю - почему-то нет. Пролетарий, но на редкость несимпатичный. Спасибо на том, что маму любит – а так…

Хулиган из Коли тоже так себе. Выгнали его «за низкое происхождение» (а вот сестре то же самое происхождение почему-то не помешало), вот такое ощущение, что Корней Иванович как будто чего-то не договаривал. Описанные «хулиганства» какие-то мелкие опять же – то поклеп неправедный, то пирожок с мясом, понимаешь, в постный день скушал, предварительно глупо нахохмив учителю Закона Божьего.

-4

Из прочитанных книг вспоминаешь, что героев, за что-то пожестче, выгоняли из школ: Павку Корчагина - за кулинарные эксперименты, Манджуру Владимира Беляева из «Старой крепости» - за то, что буржуазию по осени в речке купал. А тут Коля весь из себя хороший и праведный, да еще и мазуриков на путь истинный наставляет. Не верится ни в праведность, ни в наставления.

Рекомендовать «Серебряный герб» к прочтению можно лишь как обращение к ретроспективе, но как что-то интересное… Право, лучше о старой школе писали Бажов, Мамин-Сибиряк, и, пожалуй, даже суховатый Гарин-Михайловский.

Сказки
3041 интересуется