Рассказ о грязной, мокрой и крайне энергозатратной велопоездке по Самбийскому полуострову Калининградской области в промежутке между февральскими штормами.
Выходной в семейной жизни может выпасть совершенно неожиданно и человеку увлеченному надо быть к этому готовым. Вот и на этот раз судьба подкинула подарок в виде 2/3 свободного воскресенья. Прибыть домой надо к 17.00, так что варианты с забросками и большими километражами отпадает, катануть надо куда-нибудь недалеко от города. Учитывая продолжительные дожди и паводки из-за затяжных зимних штормов, ехать лучше туда, где грунт преимущественно песчаный - окрестности Взморья и Светлого в самый раз!
Открытого анонса я не делал из-за жидкого состояния планов на воскресенье (всё могло запросто сорваться), просто кинул клич в чат "ВелоЧерепашек". Откликнулась Зинаида, которая принимала уже участие в некоторых поездках, что я организовывал. Грязи, дождя и холода она не боится, так что за неё я спокоен. Тем более, ей надо обкатать нового коня, что привёл в дом её супруг.
Стартуем с фонтана на Драмтеатре, где традиционно по средам собирается "ВелоСреда". Помимо Зинаиды, с нами едет Люся, помесь хина со спаниелем. Зинаида держит демона в специальном подсумке на багажнике, откуда во время торчит только голова Люси. Собака уже привыкла к поездкам, недавно получила почётное звание в "Черепахах".
Погода радует. Если вчера ветер дул так, что даже меня сносил, а дождь в это время пробивался куда только можно, то сегодня лёгкий ветерок и ясное солнце. По крайней мере, до обеда прогноз благоприятный.
Выезжаем из города сначала дорогами и тротуарами, а на проспекте Победы сворачиваем на неприметную тропинку, что идёт между полуразрушенных дач и карьерных озёр.
Из-за продолжительных дождей вода поднялась везде, где только можно. Озеро, которые мы объезжаем, пытается поглотить грунтовку на берегу, вымывая из травы следы пребывания расы свинолюдей - бычки, бутылки из-под водки, мятые пивные баклашки. Неоднократные шторма навалили деревьев по всей области, и мы как раз наткнулись на такой ветровал.
Чуть дальше ручей, до этого вообще неприметный, вышел из берегов, затопил лесок вокруг и заставил нас разуться для пересечения его вброд. Благо, неглубоко и нешироко, а то мало удовольствия чапать босыми ногами по колено в студёной февральской воде.
У элеватора южнее Косьмы нас встречает стая собак, что постоянно обитает здесь. Пришлось взять палку на тот случай, если они захотят поближе познакомиться с нашими ногами. А вот в окрестностях бывшей свалки собаки намного миролюбивее - завидев велосипедистов, причём, со своим сородичем, они с гавканьем отступают к границам своего давно разорённого царства - свалка уже несколько лет как рекультивирована.
Пошли песчаные укатанные грунты. Рано мы радовались - если в сухое тёплое время это песня, а не дорога, то сейчас на ней разлились огромные лужи, а песок так размок, что при движении кажется, будто спустили колёса. С темпом старой черепахи мы кое-как выезжаем к ЛЭП, где дорога вообще заканчивается постапокалиптичным грязевым ландшафтом.
Всё таки, найдя проход сбоку, мы выходим на асфальтовую дорогу. Но не тут то было: при пересечении канавы моя нога соскальзывает и я чуть ли не по колено проваливаюсь в воду. Более того, ещё и не могу нормально вылезти из-за глинистого берега.
В ногах хлюпает ледяная вода, а с языка льётся клокочущим фекальным потоком отборный мат. Благо, Зинаида выручила запасными носками и пакетами, чтобы было не так сыро и холодно ехать.
Дальше грунта нет, только грязь и сырые заросли. Проехали к бывшему отводному каналу, который, кстати, из-за дождей воскрес из сухой канавы в вонючую речку, а по его берегу тоже не проехать. Ну ладно, так уж и быть, катнём немного по смертельно опасному для велосипедистов Балтийскому шоссе, благо, ехать недалеко.
Там, где шоссе пересекает широченная просека для ЛЭП, сворачиваем на юг, в сторону дачного общества. На въезде в него нас встречает веселый сталкер.
В леске, за дачами, располагается немецкая артиллерийская батарея "Капорн". Построена она была в предвоенные годы и держала под прицелом все суда, что проходили по морскому каналу в сторону Кёнигсберга.
Прямо у дороги располагается бетонный пятачок с лестницей в подземелье. Тут совсем крохотное помещение, вдобавок, заваленное мусором.
Через дорогу виден ещё один вход. Лестница спускается вниз и приводит в довольно большой бункер, который, по видимому, служил для обеспечения работы батареи. По обе стороны коридора много разных помещений, скорее всего, складских.
В конце коридора помещение с плиткой на полу и фундаментами под какое-то массивное оборудование, предположительно, дизель-генераторы. За генераторами просвет - это шахта, ведущая на поверхность и служившая запасным выходом.
В помещении справа скважина, фундамент для насоса и водонапорная башня, встроенная в конструкцию бункера.
Через дорогу видны бетонные колпаки. Это позиции орудий, что должны были работать по целям на канале. Всего 3 закрытых колпака, один открытый и один глухой бетонный стакан с шахтой для перископа - наблюдательный пункт.
Между колпаками подземные проходы - потерны, заваленные мусором и местами затопленные. На стенах из-под советской побелки проступают немецкие надписи, сделанные готическим шрифтом, и стрелки-указатели.
На потолках в некоторых местах располагаются целые зимовки разных членистоногих. В одном месте могут быть и группы ночных бабочек, пытающихся убедить всех в том, что они древесная кора, и съёжившиеся пауки.
Сами колпаки изнутри загажены, часть из них покрыта копотью от жжёных внутри них костров (зачем???). По кругу ниши для боеприпасов, в центре штифты для крепления массивных орудий. Потолочные перекрытия на удивление плюшевые, не идут даже рядом с бетонными панцирями бункеров линии Хайльсберг - Дайме, что тянется через центр области.
Один из артиллерийских двориков открытый, по краям обстроенный уже советским красным кирпичом.
В казарменные помещения мы не пошли, сейчас без сапог там делать нечего - поднялись грунтовые воды.
В целом, сооружения хорошо сохранились, не в последнюю очередь потому, что в послевоенные годы, по словам местных жителей, они использовались военными как узел связи.
Отряхнувшись от грязи и уложив впечатления, мы двигаем во Взморье (в немечестве Гросс-Хайдекруг). На въезде в посёлок стоит православный храм, а прямо за ним неприметный памятник погибшим жителям Гросс-Хайдекруга в виде пирамиды из валунов.
В первом попавшемся на глаза магазине мы затариваемся и прямо там, в уголке, принимаемся обедать. Пошёл дождь и усилился ветер, так что лучше погреться, пока есть возможность.
Погода испортилась, из-за чего темп стал совсем уж неприлично черепашьим. Учитывая жёсткий лимит времени, принимаю решение Светлый и Кремнёво из маршрута выкинуть. От Взморья едем в северном направлении, в сторону Шиповки.
Сразу за посёлком начинается молодой сосновый лес, где хотя бы не чувствуется усилившийся ветер и мерзкий холодный дождь.
Лес, к сожалению, быстро кончился, и пришлось ехать полевыми дорогами. Продувает до костей, мокро, грязно, ещё и какой-то умник перекрыл дорогу своей авторазборкой. Благо, дорога сама по себе достаточно хорошо укатанная.
Пересекаем речку Граевку, где сохранился старый немецкий шлюзик для регулирования уровня воды.
Дорога резко огрязилась, но велосипеды справляются. Благо, этот участок короткий и на асфальт у Шиповки мы выезжаем без особых проблем.
Начинает сказываться крайняя редкость долгих велопоездок за последнее время, плюсом неприятный ветер и дождь - даже по асфальту мы с Зиной едем в темпе радикулитных кузьмичей, лениво прокручивающих педали своих ржавых "Уралов".
За Шиповкой почти сразу Черепаново (Адлиг Повайнен), очередная деревушка, приютившаяся возле армейских складов. В тени деревьев стоит братская могила красноармейцев, которых тут лежит около двух тысяч.
По дороге на Логвино мы встречаем местную жительницу, что отважно крутит педали на грузовом 3-колёсном велосипеде.
В Логвино (Меденау) поднимаемся на пригорок по булыжной дороге. В неприметном частном дворе находится местная достопримечательность - остатки кирхи Меденау. От самой кирхи остался только боковой портал и фрагмент стены колокольни.
Сам посёлок Меденау ведёт родословную ещё с доорденских времён. Прусское поселение Меденов ("лесной посёлок") существовало ещё до прихода Тевтонского Ордена и принадлежало прусскому клану Кандейм. В орденских источниках это поселение впервые упоминается в 1255 году, когда по Самбии прошёл рыцарский отряд короля Оттокара II для обращения аборигенов в свет истинной веры. В целях профилактики многобожия прусское укрепление, как и поселения вокруг него, были сожжены и разграблены. Крестоносцы поставили своё укрепление через 8 лет в том же месте и назвали Меденау.
Спустя 60 лет на соседнем холме выросла орденская кирха из мощных валунов с контрфорсами по бокам. Простояв сотни лет и выдержав Великую Отечественную войну, в послевоенные годы кирха сгорела, а потом была разобрана на стройматериалы.
Вокруг руин кирхи из земли пробиваются островки подснежников разного калибра. Пока есть возможность, надо собрать букетик домой, порадовать любимую.
Перекусив, мы выдвигаемся дальше. На замковый холм, где располагалось поселковое укрепление, мы заезжать не стали, просто посмотрели из-за рулей.
С западной стороны тянется низина, что естественным образом прикрывала от неприятеля обитателей замкового холма. Из-за дождей там внизу образовался самый натуральный мангровый лес.
Катим по шоссе, ветер в бок и спину, солнце снова греет. Пейзажи вокруг холмистые, аж душа радуется и пляшет внутри грудной клетки поддатым воробьём. Вот примерно так и начинается весна...
На небольшом фермерском полустанке нас встречают две практически одинаковые собаки. Возможно, их хозяин промышляет ещё и клонированием.
Наш поворот в сторону высоты 111. Принимаю непростое, но необходимое решение выкинуть лес и высотку из маршрута - едем мы слишком медленно, время поджимает, а в лесу нас ждёт потенциально самое сложное и грязное место за сегодняшний день. Придётся ехать асфальтами через Кумань и Переславское-2 вместо того, чтобы гряземесить.
Кумачёво, оно же Куменен, оно же Кумань. Ничем не примечательный с виду посёлок, но такой же древний, как и Логвино-Меденау. В 1264 году крестоносцы построили здесь своё укрепление на месте уже существовавшего прусского поселения. В XIV веке поселенцы построили кирху, которая благополучно простояла до 45-го года прошлого века. Пострадав при штурме горы Гальтгарбен, кирха служила ещё не один десяток лет складом, пока в начале 90-х годов прошлого века не стала очередной заброшкой. Сегодня РПЦ замуровала все входы в свой объект, но других признаков хотя бы консервации пока не наблюдается.
Здесь мы долго не задерживаемся, надо катить в сторону станции. Проезжая по холмам перед Переславским, сворачиваем вправо к очередным бетонным сооружениям. Судя по всему, у немцев это была своеобразная водонапорная "башня" - скважина и ёмкость с водой размещены на холме и вода поступает в посёлок под давлением, как из настоящей водонапорки. Посёлок, кстати, был построен для персонала топливной базы, что немцы соорудили в этих холмах в 30-е годы прошлого века.
Финишная прямая. До станции осталось около километра, ещё и с горки. Жаль, что мы сегодня ограничены во времени и, как выяснилось, в силах, чтобы посмотреть всё, что планировали. Однако, печалиться не стоит: как потеплеет, надо будет снова сюда приехать.