Найти тему
Russos

Книга про «Метро-2» снова доступна!

Друзья, часто в комментариях, на лекциях или в личной переписке вы меня спрашиваете:

— Что находится за станцией метро «Спортивная»?
— Есть ли «метро-2»?
— Сколько бункеров товарища Сталина находится в Москве?
— Есть ли тоннель на ближнюю дачу товарища Сталина в Кунцево?
— А тоннель в Измайлово?
— Как так, что под стадионом в Измайлово нет бункера Сталина?!
— А вот говорили, что там есть 17-и километровый тоннель до Кремля и бункер, где Сталин жил и работал осенью 1941 года... Как так врут?!
— А как метро работает в режиме бомбоубежища?

Фото Глеб Чистяков.
Фото Глеб Чистяков.

Таких или похожих вопросов возникает очень много. Ответы на эти вопросы вы сможете найти в научной монографии Дмитрия Юркова «Советские «Секретные бункеры». Дмитрий является научным руководителем музея современной фортификации «Бункер-703» и уже много лет работает в архивах по теме «специальная городская фортификация».

Научная монография Дмитрия Юркова «Советские «Секретные бункеры»».
Научная монография Дмитрия Юркова «Советские «Секретные бункеры»».

Научная монография Дмитрия Юркова на основе рассекреченных архивных источников рассказывает о, возможно, самой мифологизированной стороне советской истории: о «бункерах Сталина» и о правительственных убежищах, о «Метро-2» и защищенных связных центрах в Москве и крупнейших городах СССР. Охвачен период, с которого снят гриф секретности: с 1930-х по конец 60-х годов прошлого века.

К книге выпущен сборник документов — несколько тысяч страниц рассекреченных документов по истории подземных спецобъектов, метрополитена и фортификации. Он приобретается отдельно.

Отзывы о книге.
Отзывы о книге.

Вся информация в книге дается только по архивным источникам. При создании монографии использовано более 500 документов из 11 архивов. В конце книги есть ссылочный аппарат, как и положено в любом научном издании.

Разрез объекта ПВО рядом со станцией «Чистые пруды». Рисунок Анастасии Зотовой.
Разрез объекта ПВО рядом со станцией «Чистые пруды». Рисунок Анастасии Зотовой.

Хотя книга вышла недавно, она уже стала библиографической редкостью. В книжным магазинах она продается (или продавалась) по цене 3000–4000 рублей. У перекупов на Авито можно найти до 5000 рублей.

Объект №01 рядом со станцией «Белорусская» Замоскворецкой линии. Прекрасная акварель из документов про объект.
Объект №01 рядом со станцией «Белорусская» Замоскворецкой линии. Прекрасная акварель из документов про объект.

Идя навстречу пожеланиям, мы смогли найти возможность продать часть тиража по более адекватной цене — 1400 рублей. Плюс стоимость доставки компанией СДЭК. В Москве возможен самовывоз от метро «Селигерская».

Пишите мне на почту: russos.ap@gmail.com. В заголовке укажите, пожалуйста — Советские «Секретные бункеры».

Прообраз секретного метро — Объект №100. Эта ветка соединяет Кремль и правительственные здания. Рисунок Анастасии Зотовой.
Прообраз секретного метро — Объект №100. Эта ветка соединяет Кремль и правительственные здания. Рисунок Анастасии Зотовой.

Еще несколько лет назад считалось, что «секретные бункеры» («специальные фортификационные сооружения», если по-умному) — закрытая тема. Про которую можно или сочинять дурацкие мифы для массового пользования, или зловещим полушепотом рассказывать друзьям всякую нелегальщину. А так же пересказывать википедию, издавая книги из серии «мифы и легенды».

Фрагмент чертежа объекта №100.
Фрагмент чертежа объекта №100.

Но внезапно обнаружилось, что государство уже несколько лет активно рассекречивает архивные документы 1930-1960-х годов по этой тематике. И что всякие там «метро-два» — это уже не только городские легенды, но и исторические факты, доступные для нормального изучения.

Первый проект ДВ — дальних воздухозаборов для метрополитена. Иллюстрация Анастасии Зотовой.
Первый проект ДВ — дальних воздухозаборов для метрополитена. Иллюстрация Анастасии Зотовой.

Так получилась первая монография по советскому подземному спецстроительству. Из которой можно узнать — как появился знаменитый пустырь в Раменках и где на самом деле находится «бункер Сталина»...

Варианты выбора глубины заложения станции «Университет». Эта станция могла быть на глубине более 180 метров! Но сейчас там находится некий объект № 54.
Варианты выбора глубины заложения станции «Университет». Эта станция могла быть на глубине более 180 метров! Но сейчас там находится некий объект № 54.

Сделаю небольшой спойлер — бункеров Сталина в Москве ровно три штуки. Объект № 1 в Кремле, Объект № 18 на ближней даче в Кунцево и объект № 31 в Липках, за МКАДом (пожалуй, самый загадочный, но и самый доступный объект для исследований).

Пустырь в Раменках, Матвеевский ДВ, «Ветка» и другие спецобъекты.
Пустырь в Раменках, Матвеевский ДВ, «Ветка» и другие спецобъекты.

И, конечно, основная тема всех любителей метро — третий путь на станции метро «Спортивная»: куда идет и зачем? Сколько было сломано клавиатур в бесконечных баталиях на разных форумах, а все оказалось куда проще. Это соединение обычного метрополитена с Матвеевским воздухозабором и с так называемой «Веткой» идущей в Кремль.

Один из документов по строительству объектов № 103 и «Ветка», которые использовались при написании книги.
Один из документов по строительству объектов № 103 и «Ветка», которые использовались при написании книги.

Книга прекрасно подойдет всем любителям истории, метрополитена и спецобъектам.

Дмитрий любезно согласился предоставить фрагмент книги в pdf, чтобы вы могли оценить качество материала, верстки и прекрасных рисунков Анастасии Зотовой.

Оглавление книги,
Оглавление книги,

Фрагмент главы вы можете скачать по ссылке.

Для приобретения книги пишите мне на почту: russos.ap@gmail.com. В заголовке укажите, пожалуйста — Советские «Секретные бункеры».

Цена книги 1400 рублей. Плюс стоимость доставки компанией СДЭК. В Москве возможен самовывоз от метро «Селигерская».

Упакованная книга в доставке.
Упакованная книга в доставке.

Граждане! Приобретайте книгу по адекватной цене 1400 рублей. Их осталось немного и, скорее всего, больше в бумажном виде не будет.