Итак, теперь и в Поднебесной будет собственная многоразовая ракета для вывода полезной нагрузки в космос. Но вот незадача: представленная китайцами ракета очень сильно напоминает американский Starship от компании SpaceX.
В этом материале мы постараемся разобраться, в чем же все-таки китайская многоразовая ракета отличается от американской. Итак, начнем.
Многоразовая ракета теперь будет и у Китая
Проект новой китайской многоразовой ракеты, которая довольно сильно напоминает Starship, был презентован на Международном симпозиуме по перспективам и сотрудничеству в области пилотируемых космических полетов, который состоялся 17 февраля 2022 года в Пекине, Ван Сяоцзюнь.
Чем похожа, а чем отличается китайская версия многоразовой ракеты
Как известно, американская ракета Starship относится к сверхтяжелому классу ракет, и испытанием прототипов сейчас активно занимаются инженеры компании SpaceX на собственном космодроме в Техасе.
Так, согласно техническим параметрам, Starship будет способна поднимать до 100 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту, а компоновка ракеты такова, что обе ступени будут многократно использоваться. Это позволит существенно снизить себестоимость одного запуска.
А теперь поговорим о китайской ракете. На первый взгляд, показанный концепт во многом дублирует «детище» Илона Маска. Так профиль второй ступени почти одинаков и многими элементами дублирует Starship.
Также совпадает профиль самого полета, спуск ступеней будет проводиться боком, чтобы максимально затормозить ступень о воздух, а затем уже на подлете к поверхности ступень «встанет» двигателями вниз и совершит мягкую посадку.
А вот уже первая ступень китайской ракеты отлична от американской несколько существенней и чисто визуально больше напоминает стартовую ступень New Glenn от другой американской компании Blue Origin.
Также в китайской ракете будут использоваться традиционные «крылышки», размещенные вверху и внизу ступени, а в Starship используется решетчатые рули. По своей сути оба варианта показывают отличную маневренность во время различных режимов полета, а на деле выполняют одну и ту же задачу.
Но самое существенное отличие заключено в топливной системе и масштабах ракеты. Так показанная китайцами ракета будет способна выводить на околоземную орбиту всего 20 тонн полезной нагрузки, что автоматически ставит ее в меньший класс носителей, но при этом также сильно упрощает сложность ракеты и ее массу.
А что там с двигателями
Оба двигателя (китайский и американский) используют для своей работы топливную смесь метан-кислород. Но на этом совпадения заканчиваются. Так если у Starship будут стоять двигатели Raptor, работающие по замкнутому циклу, обеспечивающему высокую тягу и максимальную эффективность, то китайские двигатели будут работать по так называемому открытому циклу.
В этом случае газ из генератора просто выбрасывается в атмосферу и служит исключительно для запитки турбин насосов.
Безусловно, такие двигатели обладают максимальной простотой и надежностью. Вот только похвастаться высокой эффективностью они не могут. Как особо подчеркнули на презентации, данная ракета находится на стадии разработки и может еще очень сильно поменяться как внешне, так и внутренне.
Также было заявлено, что новая многоразовая ракета будет использоваться в первую очередь для доставки полезных грузов на орбиту и для транспортировки грузов на Земле. А как мы все знаем Starship создается в первую очередь для межпланетных полетов.
Неудивительно, что в последние несколько лет Китай проявляет повышенный интерес к многоразовым ракетам. И, учитывая, насколько серьезно Поднебесная включилась в новую космическую гонку, есть уверенность, что в ближайшее время мы с вами увидим испытания уже китайской многоразовой ракеты.
Понравился материал? Тогда оцените его и не забудьте подписаться на канал. Спасибо за ваше внимание!