210,4K подписчиков

Можем ли мы спастись без Церкви? Объясняет Алексей Осипов

7,9K прочитали

Можно ли спасти свою душу вне Церкви? Спасутся ли некрещёные? Почему мы ходим в храм, а не молимся дома, рассказал доктор богословия Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Этот вопрос возникает потому, что мы неправильно понимаем само понятие «Церковь». Давайте вспомним: пророк Илья состоял в Церкви или нет? Людей в то время не крестили. Он был некрещёный. Можете себе представить? И Евангелия тогда ещё не было, и Христа не было, и сошествия Святого Духа не было…

Так что же такое быть «в Церкви» и «вне Церкви»?

Можно ли спастись вне Церкви? Разбойник, который висел рядом с Христом, был крещённый? Нет, он был некрещёный. Однако он услышал из уст Христа: «Сегодня же будешь со Мною в раю».

Что означает быть в Церкви? Давайте не будем смешивать Церковь, как внешнюю организацию, в которой предоставлены для человека возможности. Какие? Священное Писание, богослужения, церковные таинства... То есть все те средства, с помощью которых человеку легче соединиться со Христом.

Итак, кто же принимает Христа? Только крещёные? У нас очень много крещённых людей, которым совершенно неинтересен Христос. Они Его знать не знают.

Или тот, кто регулярно ходит в церковь и участвует в Таинстве Причащения? Вы знаете, на некоторых из них смотреть не хочется, а уж слушать тем более. Такое могут наговорить…

Кто принимает Христа? Ведь Христос — это наш Спаситель. А кому нужен Спаситель? Тому, кто чувствует, что он погибает. Когда я отдыхаю на берегу прекрасного моря, разве я нуждаюсь в Спасителе? Я, пожалуй, лучше в ресторан отправлюсь. А когда я захлёбываюсь, и вот-вот утону — вот тогда я обращаюсь к Спасителю. Он мне нужен.

Кто принимает Христа по-настоящему? Тот, кто сможет увидеть, сколько он натворил за всю свою жизнь. Тот, кто сможет увидеть, что он, действительно, грешник. Что ему, действительно, нужна помощь.

Вот это будет христианин. А совсем не тот, кто был крещён в грудном возрасте, кого водили причащаться до тринадцати лет, а в пятнадцать лет он стал ходить на дискотеки и больше в церковь не показывался. Хотя нет, заходит иногда на Рождество. Как вы думаете, он — христианин?

К огромному сожалению, мы не принимаем Христа. Мы в Нём не нуждаемся. Хотите проверить, вооружитесь диктофоном и направляйтесь к людям, который стоят в очереди, например, к Матроне и задайте вопрос: «С чем вы пришли сюда? Что хотите попросить?»

Вы услышите самые разные проблемы: у кого-то муж пьёт, кто-то замуж не может выйти, у кого-то сын — безработный, у кого-то — болезнь...

Вы не услышите такого ответа: «Я пришёл попросить помощи у Матроны, чтобы справиться со своим гневом». Не найдёте вы такого ответа. В очереди простоять, чтобы со своим гневом справиться? Ну, вы скажете...

Вот такое у нас христианство! Ну и что с того, что огромное количество людей идут и едут к мощам и иконам? А с чем едут? С просьбами, которые присущи язычникам. Подобно язычникам, мы желаем только то, что нам выгодно. Вот такое у нас христианство.

Святой мученик и философ Иустин писал о том, что многие люди были христианами ещё до того, как Христос пришёл на землю. Эти люди искали спасения. С пришествием Христа все они вошли в Церковь и приняли Христа, хотя жили за сотни лет до него.

Как вам это нравится? А ведь они некрещёные. Авраам был некрещёный, пророки были некрещёные. Почему они оказались в Церкви? Ну-ка долой из Царствия Божьего! Так что ли?

Мы неправильно понимаем слово «Церковь». Мы понимаем это только как какую-то внешнюю формальную организацию. И дело в том, что мы можем ходить в эту церковь, но, на самом деле, быть совершенно вне её. Христос говорит: «Отойдите от Меня. Я никогда не знал вас».

Храм — это место общей молитвы. Храм — это самое лучшее место для молитвы. Пение хора, чтение Священного Писания, чтение соответствующих молитв, запах ладана, отсутствие мирской суеты — всё это способствует молитве. То есть в храме созданы наилучшие условия для того, чтобы человек молился. Таково назначение храма.

Меня часто спрашивают: почему нельзя молиться дома? Почему нельзя? Можно! Только не все имеют такую возможность. В храм может не ходить только тот, кто может молиться дома. Как это делали великие подвижники всех времен. Они приходили в храм только для того, чтобы причащаться.

Церковь — это великое благо. Она создаёт наилучшие условия для того, чтобы человек понял, каким он должен стать, чтобы спастись. Каким он должен стать, чтобы Христос вошёл в его сердце.

Ещё статья: О чём мы просим Бога в молитве «Отче наш»? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение