С позволения читателей, продолжу рассказы об уникальных, не побоюсь этого слова судах.
На этот раз история с более счастливой концовкой, нежели о немагнитной шхуне "Заря".
В Калининграде нашел свое пристанище заслуженный ветеран, и один из немногих оставшихся в строю в мире обитаемых плавучих маяков - «Ирбенский».
Гостеприимный причал музея Мирового океана в Калининграде практически дал вторую, или уже третью жизнь старому судну.
Для начала небольшой экскурс в историю. Плавучий маяк был построен в Финляндии по заказу Советского Союза. Было заказано два маяка – для Балтийского и Каспийского морей. По некоторым данным, эти два маяка проекта № 852 стали последними построенными в мире обитаемыми плавучими маяками!
Высота огня над уровнем моря была 17,5 метров, дальность видимости – 12 миль (22 км). Помимо светового маяка «Ирбенский» был оборудован звукосигнальной установкой, включаемой в тумане. Звук разносился до 4 миль (7,4 км).
И в 1962 году плавучий маяк «заступил на службу» в Ирбенском проливе. «Ирбенский» исправно нес вахту с 1 апреля по 1 декабря. Снабжение маяка и смена экипажа производились из Вентспилса. Туда же, так сказать по месту приписки и приходил зимовать плавучий маяк.
В 1985 году построили стационарный маяк «Ирбенский» и надобность в плавучем маяке отпала. Его поставили на глубоководный фарватер, ведущий в порт Вентспилс. Но и здесь плавучий маяк не задержался. В 1994 году «Ирбенский» был отбуксирован в Балтийск (Калининградской обл.), а потом в Ломоносов (Лениградской обл.)
В Ломоносове, где располагались военно-морские корабли и гидрографические суда, плавучий маяк превратили в плавучий штаб то ли гидрографии, то ли вспомогательного флота военно-морской базы. И потекла спокойная штабная жизнь «Ирбенского».
Но все хорошее имеет свойство заканчиваться, и в 2009 году плавучий маяк был списан с флота и выставлен на торги по цене металлолома.
Назывались цифры за судно как за металлолом - около 1 млн. руб. Но, к великому счастью, покупателей не нашлось. Зато нашлись добрые люди, которые и отстояли «Ирбенский».
В 2010 году на конференции ассоциации «Морское наследие России», председателем которой была директор Музея Мирового океана в Калининграде С. Г. Сивкова, ей удалось отстоять уникальное судно.
Почти пять лет бились сотрудники музея за сохранение «Ирбенского». И наконец, в 2015 году было принято решение о передаче его в Музей Мирового океана. Да еще и выделили на восстановительный ремонт немалую сумму.
Ремонт и подготовка к переходу в Калининград велась на Кронштадтском заводе. Судно обследовали и покрасили, провели ремонт винторулевого комплекса и укрепили палубу.
В июне 2017 года плавучий маяк «Ирбенский» вышел в сопровождении буксира, взяв курс на Калининград.
И в ночь на 30 июня, после преодоления пятисот с лишним морских миль (более 900 километров), последний плавучий маяк России ошвартовался у причала Музея мирового океана в Калининграде.
Я не раз видел этот красавец маяк на набережной Петра Великого в Калининграде, где он занял свое заслуженное и достойное место!
Технические характеристики "Ирбенского":
- Длина - 43,4 м
- Ширина - 9,5 м
- Осадка мах - 3,8 м
- Высота борта – 4,7 м
- Скорость хода - 7 узлов (13 км/час)
- Мощность двигателя – 375 лс
- Численность экипажа – 19 чел.
Кстати, автономность судна по пресной воде и продуктам была почти 50 суток.
Еще почитать по теме:
Немагнитная шхуна «Заря». Грустная концовка.
Немагнитная шхуна «Заря». История уникального судна.
Кто в порту самый главный? История создания службы капитана порта.