Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

Каин и Авель. Какие уроки нужно извлечь из этой истории?

Оглавление

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.» (Быт. 4: 1-8).

Каин и Авель были сыновьями Адама и Евы. Как нам известно из Священного Писания, Каин и Авель принесли свои дары Господу: Каин принёс дар от плодов земли, а Авель от овец. Господу более был угоден дар Авеля, чем дар Каина. Каин сильно огорчился, он позавидовал брату. Господь заметил это. То, что Господь не призрел на жертву Каина вовсе не означало, что Он не любил его. Так как Бог любит Своё творение, любит людей, Он, заметив зависть в Каине к его брату, а также зная его мысли, дал ему наставление: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4: 7). Этим наставлением Господь хотел не только защитить Авеля, но и уберечь Каина от необдуманного шага. Это было наставление Божие о духовной брани, актуальное и для всех нас. Но Каин не послушался гласа Божия, пошёл на поводу у своей страсти и убил брата. Непослушание Каина привело его к поражению диаволу и последующему проклятию. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.» (Быт. 4: 9-12). Но милость Божия была явлена и для Каина, его наказание было смягчено. И сказал Каин Господу: наказание моё больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт. 4: 13-15).

Каин и Авель
Каин и Авель

А что было бы в том случае, если бы тогда Каин послушался Господа, не пошёл бы на поводу у собственной страсти и сатаны? То тогда Господь быть может дал бы ему ещё больше и благословил его. Если бы Каин смиренно принял эту ситуацию, что Господу более был угоден дар Авеля. Так, Господь призрел на смирение Сарры, которая принимала смиренно то, что не могла родить ребёнка Аврааму, и поступила великодушно, ради счастья своего мужа она сказала ему войти к её служанке Агарь. Видя смирение Сарры, принятие ею воли Божией, её великодушие, любовь к мужу, Господь дал ей ещё больше, благословил её. Бог обещал Аврааму, что у него будет сын от его жены Сарры (Сары). «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё.» (Быт. 17: 15-16). Это было обетование Божие. И, как и говорил Господь, Сарра родила в своё время сына, которого назвали Исааком. «И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарёк Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак;» (Быт. 21: 1-3). Также Господь призрел на смирение святых Иоакима и Анны, которые вели праведную, благочестивую жизнь, но у них не было детей. Супруги молили Бога о ребёнке, но уже в преклонном возрасте у них было мало надежды на это. Однажды святой праведный Иоаким, принеся свой дар Богу, услышал укор от некого человека в своём бесплодстве. После этого Иоаким от большого горя удалился в пустыню для поста и молитвы. Святая Анна, его жена, узнав об этом, тоже опечалилась и стала ещё усерднее молиться Богу. При молитве святой Анне явился Ангел и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария». Так Господь благословил святых Иоакима и Анну более других людей за их смирение. Надо сказать, что ни Сарра, ни родители Пресвятой Богородицы, святые Иоаким и Анна не злились, а смиренно принимали волю Божию, и Господь дал им ещё больше. А Каин сделал ошибку.

-3

Поэтому всегда нужно смиряться с тем, что даёт Господь, даже если это нам не всегда нравится. Если чего-то не получаем от Господа, того, что хотим, то значит Господь хочет дать больше. «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей.» (Иер. 15: 19-21). Нужно учиться извлекать драгоценное из ничтожного, даже из малого, что имеем. Лучше исполнить волю Божиею, смириться со своим положением, чем идти на поводу у страсти, у зависти, например, как это сделал Каин, за что был проклят. В наше время зависть также является той страстью, которая может воздействовать на нас и портить отношения с людьми, лишать нас внутреннего мира и покоя. Люди могут завидовать своим ближним, если видят у кого-то машину дороже, квартиру более обустроенную, карьеру более успешную и т.д. Но здесь поможет наставление Божие, сказанное Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4: 7). Нужно благодарить Бога за то, что имеем, радоваться тому, что имеем. Ведь именно это, то, что у нас есть, например, меньше чем у соседа, может послужить к тому, чтобы показать верность Христу, чтобы не позавидовать, а порадоваться за ближних у кого есть что-то лучшее, чем у нас, по слову Апостола Павла: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.» (Рим. 12: 15). Нужно господствовать над завистью, понуждать себя к радости за других и делать добро тем, к кому может развиться зависть. И Господь тогда, видя ваше смирение, может дать больше. Этим побеждается сатана.

-4

У каждого свой путь и завидовать не нужно. Бог даёт испытания каждому человеку те, которые нужны ему, которые способствуют спасению его души. Это на первый взгляд кажется, что чужой крест легче, на самом деле это может оказаться совсем не так. Вот поучительная притча на эту тему. «Жил на свете крестьянин, работавший с утра до ночи, но при этом едва сводивший концы с концами. Так продолжалось много лет, и все эти годы все чаще приходила ему мысль о несправедливости мироустройства. «Отчего одних Бог облагодетельствовал богатством, знатностью, а других оставил в нищете на всю жизнь?» И вот однажды было ему видение. Стоит он в огромной пещере, заполненной великим множеством крестов разного и размера, и вида, и веса. Здесь кресты и золотые, и каменные, и деревянные, и из соломы. Тут явился ему Ангел и говорит: «Видишь эти кресты? Выбирай для себя любой и неси его на вершину горы». Выбрал крестьянин сначала самый большой золотой крест, но сколько ни старался, не мог его даже приподнять. Тогда решил взять крест поменьше, из серебра, но и его не смог взвалить на себя. Перебрал он все кресты — одни были слишком тяжелы, другие — неудобоносимы. Впору пришелся ему простой деревянный крест, который он удобно взял и понес на гору. Отнеся крест наверх, крестьянин вернулся и спросил Ангела: — Какая же мне будет за этот труд награда? Чтобы ты сам мог решить, чего заслуживаешь, я открою тебе, что это были за кресты, — сказал Ангел. — Золотой крест, который тебе сначала приглянулся, — это царский крест. Большинство людей думает: как хорошо быть царем! Сиди себе на мягком троне да приказы раздавай. А того не знают, что как золото — тяжелейший металл, так и доля царская — самая тяжелая. Серебряный крест предуготован тем, кто облечен властью. Эти люди несут на себе много забот и скорбей других людей, и немногим удается донести этот крест до вершины. Медный — крест тех, кому Бог послал богатство. Многие завидуют им, а ведь жить им тяжелее, чем тебе. Ты после трудов можешь спокойно уснуть, никто не покусится на твой скромный дом. А богатый и днем, и ночью боится за свое добро, как бы его никто не обманул. Кроме того, богатый за свое богатство должен дать ответ Богу: как он его употребил. Железный крест — крест военных. Порасспроси тех, которые воевали, и они расскажут, как он достается. Каменный крест — у людей торговых; их работа физически не тяжела, зато как часто бывает, что купец теряет все и вынужден начинать сначала! А вот деревянный крест, который ты поднял на гору, — это и есть твой крестьянский крест. Знает сердцеведец Господь, что во всяком другом положении ты погубил бы свою душу, не донес креста. Так что ступай домой и не ропщи на свою долю: Господь дает каждому крест по силам.»

Иллюстрация к  притче "О крестах".
Иллюстрация к притче "О крестах".

В любом случае, главное - это не материальные блага, а в любых условиях слушаться Бога, Который говорит: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4: 7), исполнять волю Божию. Нужно стремиться побеждать над грехом и страстями, и Господь благословит. Так не только с завистью, но и со всякой другой страстью. Хорошим примером для нас является сказка «Русалочка» Г. Х. Андерсена. По сюжету сказки Русалочка влюбляется в прекрасного принца, которого она спасла от гибели. Чтобы получить любовь принца, Русалочка отдаёт свой голос колдунье, а взамен получает от неё зелье, которое делает её прекрасной девушкой. Счастье Русалочки длится недолго, потому что принц заключает брак с принцессой, а Русалочка должна погибнуть, обратиться в морскую пену, потому что русалочки не имеют бессмертной души. Сёстры Русалочки, желая спасти её, дают ей нож и предлагают убить принца, чтобы остаться жить. Но она не стала этого делать. «Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.» Отрывок из сказки «Русалочка» Г. Х. Андерсена. Но за свою самоотверженность Русалочка не умерла, она стала дочерью воздуха. Дочери воздуха своими добрыми делами могут заслужить себе бессмертную душу. Такая же возможность появилась и у Русалочки. «По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу и можем принять участие в вечном блаженстве человека. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир; теперь ты сама можешь обрести бессмертную душу!». Отрывок из сказки. Русалочка не пошла на убийство, несмотря на то, что это могло стоить ей жизни. Так вот, Русалочка скорее решила пожертвовать своей жизнью за принца, чем убить его, и обрела возможность получить вечное блаженство и бессмертную душу. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.» (Мк. 8: 35). «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» А.С. Пушкин. И Каин мог получить благословение Божие, а не проклятие, если бы не пошёл на убийство брата, но послушал Господа.

Иллюстрация к сказке "Русалочка" Г. Х. Андерсена
Иллюстрация к сказке "Русалочка" Г. Х. Андерсена

«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» (Откр. 21: 7).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!