Найти тему
С Богом по жизни

НАШ БОГ НИКОГДА НЕ СПИТ

Маркиз де Лафайет, французский военный и государственный деятель, боровшийся за независимость Америки, рассказывал, как однажды его заперли в маленькой комнате. В двери комнаты было небольшое отверстие. У отверстия был поставлен солдат, чтобы наблюдать за каждым его движением. Все, что Лафайет мог видеть, был лишь глаз солдата, но этот глаз неотступно следил за ним. Днем и ночью глаз был на своем месте. “Это было ужасно! — признавался он. — От этого глаза никуда было не деться, никуда не спрятаться. Когда я ложился, когда вставал, этот глаз всегда следил за мной!” Зная, что за ним неотступно следят, он испытывал страшный дискомфорт. Это иллюстрирует то воздействие, которое Божье всевидящее око оказывает на человечество. Грешникам оно внушает страх, а благочестивым даёт утешение.

Вездесущее Божье око — неоспоримая истина. Мы читаем: “Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?” (Пс. 138:7). Всеведение (знание всего) — свойство, которым обладает только Бог. Этот факт познается в раннем детстве и остается истиной для святых в старости. Однако читая Аввакума, мы видим, что пророк забыл ее! В стихах 1:2-4 он жалуется, что Бог либо не замечает, либо игнорирует несправедливость в Иудее. Отчаяние победило надежду пророка и ослепило его око веры.

Выслушав жалобу Аввакума, Бог ответил на его протест (1:5-11). Бог не безразличный наблюдатель. Он не допускает, чтобы несправедливость оставалась безнаказанной вечно. Он защищает Свою славу и наказывает высокомерных грешников. Вопрос Аввакума в 1:2 раскрывает его чувства, заставляющие его думать, что Бог пассивен и безразличен: “Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь?”

Аввакум оказался в море неопределенности без компаса Божьего Слова, который направлял бы его. Вера Аввакума нуждалась в укреплении. Поэтому Бог послал весть, которая давала пророку направление и надежду: “Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь, ибо Я сделаю в дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказали. Ибо вот Я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями” (1:5, 6). Надежда зарождается, когда мы получаем заверение, что Бог делает что-то, хоть и кажется, что это не так. По мере укрепления надежды Аввакум все больше убеждался, что Бог заслуживает абсолютного доверия несмотря на все жизненные невзгоды.

Христианам очень понятна слабость Аввакума. Мы видим притеснение праведных, и нам хочется думать, что Бог “дремлет” или занимается “более важным” районом на земле. Мы теряем из виду вечную бдительность Бога и забываем уверенность псалмопевца: “Не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля” (Пс. 120:3, 4).

Давайте прочтем Божий ответ на недоумение Аввакума и посмотрим, как Он обратил внимание растерянного пророка на Свою вечную бдительность. Мы тоже укрепим надежду и обновим веру в Божью способность хранить нас в безопасности!

БОГ ВСЕГДА ДЕЛАЕТ ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА (Авв. 1:5)

Мы не можем видеть постоянной работы Бога. Когда наступают тяжелые времена, мы забываем о небесах, потому что нас одолевают земные заботы. В результате наша вера подрывается, и мы начинаем “ходить видением”. Такое произошло и с Аввакумом, но Бог сказал: “Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь, ибо Я сделаю в ваши дни такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказали” (1:5).

Божье заявление было как громкий возглас, расшевеливший веру Аввакума и вытащивший его из когтей отчаяния. Текст говорит: “Посмотрите! Вглядитесь! Изумитесь! Ибо Я не бездействую!” В то самое время, когда Аввакум обвинял Бога в безразличии, Он располагал события на земле так, чтобы была исполнена Его воля.

Эта ободряющая весть передана словом “сделаю”: “Я сделаю в ваши дни такое дело...” Это слово означает кропотливый труд ремесленника, который использует все свое мастерство, чтобы исполнить замысел. Оно может характеризовать плотника, гончара, каменщика или любого другого квалифицированного работника. Когда ремесленник только начинает что-то делать, неискушенный наблюдатель не видит никакого замысла — все выглядит хаотичным. Однако талант искусного мастера скоро придает произведению форму, и обнаруживается его красота. По завершении работы замысел становится понятным! Это помогает нам понять, как Аввакум увидел Божьи дела в Иудее. Поначалу казалось, что всё в полном разорении. Пророк думал, что Бог утратил контроль. Ему нужно было подождать и позволить Творцу проявить Свое мастерство. Конец откроет замысел, который был полностью подчинен Богу. Если, когда жизнь ставит перед нами недоуменные вопросы, мы будем взирать на Творца и на Его чудесные дела, наша вера обновится (см. Пс. 105:1; 117:1, 29).

Аввакуму Бог открыл и другой аспект Своего “дела”, который помог ему вновь обрести веру. Бог сказал, что Его “дело” будет таким изумительным, что пророк исполнится благоговения. В еврейском языке нет сравнительных форм. Чтобы усилить эмоциональную окраску слова, что обычно достигается с помощью сравнительных форм, еврейский автор должен повторить слово. Хорошей иллюстрацией этому может служить то, как для характеристики Бога используется слово “святой”. Поскольку в еврейском языке нельзя сказать “святее, чем...”, это слово удваивается. Этот прием используется при обозначении “Святого святых” в скинии. Описывая свое видение небесного величия, Исаия говорит, что услышал, как серафимы взывали: “Свят, свят, свят Господь Саваоф!” (Ис. 6:3). Так они передавали понятие абсолютной святости. Это же мы находим и в стихе 5. Еврейская фраза представляет собой удвоенное восклицание (буквально “вы изумитесь, изумитесь”) и описывает полное изумление, которое должен ощутить пророк, увидев результат Божьего “дела”.

Бог заявляет о Своей способности взыскать за несправедливость. Она не останется безнаказанной, потому что Бог сделает изумительное дело, чтобы воздать за все. Эта изумительная сила была очень понятна Израилю. Иеремия описывал случай, когда царь Седекия возглавил восстание против Вавилонии и попал в окружение. Не было никакой надежды на спасение. Царь позвал Иеремию и попросил пророка помолиться Богу. Почему? Царь сказал: “Может быть, Господь сотворит с нами что-нибудь такое, как все чудеса Его” (Иер. 21:2). Царь Седекия понимал, что Бог силен совершить нечто изумительное, что кажется “невозможным”. Аввакум нуждался в Господнем напоминании, которое бы помогло ему возродить надежду на Божью бдительность.

Христиане должны помнить этот урок в своих столкновениях с жизненными несправедливостями. Когда проблемы давят и наступает разочарование, мы должны пристально вглядываться в чудесные дела Божьи (см. Иов. 37:14, 16; Пс. 71:18).

БОГ ВСЕ ДЕРЖИТ ПОД КОНТРОЛЕМ (Авв. 1:6)

Отсутствие веры заставило Аввакума усомниться, действительно ли Бог владычествует надо всем. В ответ на недоумение Аввакума Бог сказал: “Ибо вот Я подниму...” (1:6). Это простое заверение подчеркивает Божью абсолютную власть. Бог владеет ситуацией, даже когда кажется, будто все вышло из-под контроля (см. Ис. 10:5, 6; Иер. 5:15; Ам. 6:14).

В Своем ответе Аввакуму Бог использует эмфатическое “Я”, чтобы подчеркнуть абсолютность божественной силы. Как ремесленник не упустит ни одной детали, так же тщательно работает и Бог. В процессе работы Бог не забудет ни одной детали; завершенная работа непременно достигнет своей цели. Этот абсолютный контроль является основой нашей уверенности в том, что все в конечном итоге будет “ко благу” — что бы ни случилось с нами (Рим. 8:28). Даже в самых неблагоприятных ситуациях Бог сделает так, чтобы Его цели были достигнуты.

Бог сказал Аввакуму, что несправедливость в Иудее накажут халдеи (вавилоняне). Халдеи были семитским племенем, жившим между Вавилоном и Персидским заливом. В 612 г. до н.э. они восстали против Ассирии и обрели свободу. Вместе с мидянами и скифами халдеи разрушили Ниневию. После окончательной победы над Ассирией при Кархемисе Вавилония стала бесспорной мировой державой. До этого Иудея нарушила договоры, заключенные с Вавилонией ранее (4 Цар. 20:12 и дал.), думая, что Ассирия и Египет сильнее Вавилонии. После поражения Ассирии Иудея оказалась один на один с государством, которое она предала. Вскоре вавилоняне вторглись в южное царство и сделали его подвластным Вавилону. В 597 г. до н.э. Навуходоносор вновь вторгся в Иудею и покорил ее. В 536 г. был разрушен храм, и Вавилония увела в плен третью группу израильтян. Заметьте, что Бог обещал это еще до того, как Вавилония стала мировой державой. Этот народ славился своей жестокостью, но он еще не рассматривался как важный игрок в мировом правлении. Бог сказал Аввакуму, что халдеи укрепятся и завоюют Иудею. Как это могло произойти? Бог мог уверенно заявлять, что они возвысятся в мировые лидеры, потому что все Ему подконтрольно. Вследствие этого даже у самых могущественных народов силы столько же, сколько и у самых незначительных — каждый как капля воды в ведре (Ис. 40:15).

Этот пример вместе с другими текстами должен воодушевлять святых, страдающих от несправедливости. Бог все держит под контролем, и это гарантирует, что Божье провидение достигнет своей цели. Сатане пришлось просить разрешения “сеять” Петра и искушать Иова (Лк. 22:31-33; Иов. 2:6). Почему? Потому что Бог все держит под контролем! Каким бы злым ни был сатана, он не может возложить на христиан непосильное бремя искушений (1 Кор. 10:13) Почему? Потому что Бог все держит под контролем! Даже когда беды ставят христиан на колени, они все равно останутся победителями, если не отступятся от веры (Рим. 8:35-39). Почему? Потому что Бог все держит под контролем!

Один текст иллюстрирует эту мысль лучше всех других — это Быт. 50:20. Иосифа ненавидели и предали братья — бросили его в яму в пустыне и продали в рабство. Прибавьте к этому еще ложь жены Потифара, сны в тюрьме и неблагодарность виночерпия. И все же в конце Иосиф уверенно сказал братьям: “Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть”. Вы восхищаетесь изумительной верой Иосифа? Вы видите Божью изумительную власть надо всем?

Всякий раз, когда вы чувствуете одиночество и обиду из-за процветающей несправедливости и зла, помните, что забыл Аввакум: Бог все держит под контролем.

БОГ МОЖЕТ ВСЕ ИСПОЛНИТЬ (Авв. 1:6)

Прочтите предсказание о халдеях (вавилонянах). Аввакум должен был помнить, что Бог работает над исполнением замысла.

Обдуманная работа Бога над достижением Своей цели находит историческое подтверждение — это неоспоримый факт! Вавилония — один из множества примеров того, как Бог использует нечестивые народы, сомнительных людей и трудные ситуации для осуществления Своих целей. Используя жестокие народы или жестоких людей, Бог не принуждает их стать Его орудиями. Говорить, что Он выбирает народ и предопределяет им нечестивую жизнь, — богохульство. Бог дает всем народам — даже самым нечестивым — свободу повиноваться Ему или не повиноваться. А когда они делают свой выбор, тогда Бог работает над осуществлением Своей воли, основываясь на этом выборе.

То, что Божьи цели будут достигнуты несмотря ни на какие действия людей, ясно излагает Исаия: “С клятвою говорит Господь Саваоф: «Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится...» Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил — и кто может отменить это? Рука Его простерта — и кто отвратит ее?” (Ис. 14:24, 26, 27).

Как можно быть уверенным, что Божьи цели осуществятся? Когда вокруг одни беды, когда все плохо, когда друзья оставили, а враги приумножились, когда мы видим только несправедливость и зло, как нам знать, что все это будет “ко благу?” Мы можем это знать потому, что Бог — это Господь Вседержитель, чьи цели обязательно осуществятся. Бог заверяет нас: “Я сказал, Я определил, и не раскаюсь в том, и не отступлю от того” (Иер. 4:28). Что Бог задумал, то непременно осуществится, и никто не сможет воспрепятствовать Ему! Будем с твердой верой утешать себя такими словами: “Господь Саваоф определил — и кто может отменить это?” (см. Рим. 8:31 и дал.).

БОГУ ВСЕ ИЗВЕСТНО (Авв. 1:6)

Аввакуму следовало помнить, что Бог знал о грехе Иудеи и жестокости Вавилонии. Он называет их “народ жестокий и необузданный” (1:6). Слово “жестокий” предполагает свирепое, безжалостное обращение с другими. Вавилоняне завоюют Иудею, и их победа будет отмечена насилием. Использование такого варварского народа шокирует Аввакума. (Бог предупреждал: “Вы не поверили бы, если бы вам рассказали” [ст. 5]). Однако то, что Бог собирался использовать Вавилонию для наказания Иудеи, не означало, что Он простит Вавилонии ее варварство. Хотя Бог Своей силой и “поднимал” этот “жестокий и необузданный” народ, он оставался под присмотром Божьего недремлющего ока! Поскольку Бог все держит под полным контролем, жестокие, свирепые и необузданные тоже дадут отчет!

Вера христиан страдает, когда они видят, что Бог позволяет отвратительному злу наказывать меньшую несправедливость. Наше правительство закрывает глаза на гомосексуализм, легализует убийство младенцев и разрушает семейные устои. Бессмысленное насилие превращает наши города в зоны военных действий. Политики, защищающие библейские ценности, терпят поражение от тех, кто нагло щеголяет безнравственностью. Мы, подобно Аввакуму, качаем головой и сокрушаемся: “Я не знаю, что делает Бог”. Мы чувствуем свою беспомощность, когда нас просят утешить тех, чья жизнь соприкоснулась с трагедией. Мы в отчаянии говорим: “Я не могу объяснить, что происходит — я просто не знаю!” Когда вы пребываете в таком смятении, найдите утешение в Авв. 1:5, 6 и поймите, что Богу известно все.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что Бог сказал Аввакуму, когда тот не мог постичь, почему зло притесняет благочестивых? Окидывая мысленным взором свое общество, он только и мог, что в недоумении качать головой и бормотать: “Просто не понимаю, как Бог допускает все это?!” В ответ на его недоумение Бог напомнил пророку, что Он никогда не спит — Он знает все, что происходит в мире, и защитит праведных!

#бог #религия #христианство #господь бог #бог всемогущий